«В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги», — эта цитата Зигмунда Фрейда очень точно описывает непростые отношения врача с учёным сообществом, которое всячески его критиковало. Однако сегодня открытия Фрейда, сделанные десятки лет тому назад, активно используются в психотерапии. "АиФ" попросил психолога Анну Хныкину доступным языком рассказать о достижениях учёного, которые принесли ему мировую известность.
Психоаналитическая теория Фрейда
Данная теория — мать всех существующих на сегодняшний день видов психотерапии, это база. На её основе были построены гештальт-терапия, психодрама (а также все групповые методы психотерапии), транзактный анализ, когнитивная терапия, НЛП и др. Какой бы метод мы ни взяли, он основан на том, что в психике существуют бессознательные процессы, которые функционируют по своим законам. Любой вид психотерапии предполагает работу с бессознательным. Психологи находят там не только причины неврозов, но и скрытые ресурсы — то, до чего люди сами не могут добраться. Самостоятельно каждый из нас может взаимодействовать именно с сознательной частью, что, по сути, пользы не приносит. В бессознательное Фрейд проникал с помощью гипноза, ассоциирования и трактовки снов — это его основные методы работы.
Конечно, ученый был абсолютным новатором в отрасли психиатрии, ему было очень тяжело, его критиковали, особенно пансексуалистическую часть теории Фрейда, которая говорит, что человеком правят влечения. Основное, самое подавляемое из которых, безусловно, — сексуальное. Есть такой приём в риторике: как только видите, что слушатели засыпают, скажите «секс». Аудитория сразу взбодрится. К сожалению, до сих пор большинство тех, кто поверхностно знаком с учением Фрейда, ничего, кроме секса, в нем не видят.
Структурная модель психики человека
Фрейд первым описал, что в строении психики человека присутствует бессознательная часть. В ней содержится всё, что мы не осознаём, в т. ч. инстинкты, которые мы склонны сознательно подавлять. До этого момента наука развивала только сознание, всячески наполняла его: люди обучались, читали книги, решали задачи, считая, что чем умнее человек, тем лучше. Фрейд сказал о том, что сознание — это всего лишь часть нашей психики, которая на самом деле наполнена защитными механизмами от реальности. Настоящая суть человека — Оно.
Структурная модель Фрейда с годами всячески трансформировалась, но, по сути, никто так и не ушёл далеко от трёх составляющих. Она активно используется и сегодня под разными названиями, например всем известные Ребёнок – Взрослый – Родитель, где Ребёнок — это инстинктивная часть — Оно, Взрослый — Эго, а Родитель — супер-Эго.
Психосексуальные фазы развития человека
Открыв теорию влечений, Фрейд описал стадии развития личности, опираясь на физиологическое развитие ребёнка. В каждый из этих периодов ему свойствен определённый тип отношений с окружающим миром, в каждом из них стоят свои возрастные задачи, отражённые в психике.
На психоаналитической теории Фрейда базируется мощная теория, которая сегодня активно используется в работе — «Теория объектных отношений». Её суть: родившийся человек является субъектом, он всегда в контакте с неким объектом, и первый такой объект - мать. На основе опыта общения конкретного субъекта можно в дальнейшем объяснить принципы функционирования психики и отношений человека с другими людьми. Грубо говоря, не полностью прожитые или зафиксированные травматические события на какой-то стадии, по Фрейду, в дальнейшем повторяются в жизни человека.
На практике, зная взаимоотношения ребёнка с матерью в младенчестве и раннем детстве, можно понять, какие проблемы в отношениях с другими людьми ожидают его в дальнейшей жизни. С этим знанием можно дальше строить работу с пациентом.
Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек)
Речь идёт о том, что ребёнок, изначально находясь в идеальных отношениях с мамой и папой, рано или поздно наталкивается на некое их отвержение и запреты. В возрасте около 4-х лет он буквально очаровывается родителем противоположного пола и оказывается в любовном треугольнике (отец, мать, ребёнок). Ему предстоит понять, что, «став взрослым», он не может всецело рассчитывать на родительскую любовь, как прежде, в младенчестве. По сути дела, то, как он переживёт этот сложный момент, влияет на то, как будет складываться его последующая жизнь и любовные отношения во взрослом возрасте.
Например, маленький мальчик до 4 лет жил и любил свою маму, и до этого возраста он не задумывался о том, что на самом деле она ему всецело не принадлежит, у неё есть другой любимый человек — папа. Каждый ребёнок переживает это, но вытесняет свои переживания, не осознаёт этих чувств. Фрейд поднял сексуальный конфликт в данном вопросе, до него никому в голову не приходило, что между ребёнком и родителем так или иначе может быть некое эротическое влечение. Но смысл его открытий заключался в том, что секс — это не только соитие и желание его, это ещё и влечение, целая история внутренних переживаний. Конечно, это шокировало и до сих пор шокирует многих людей. В результате конфликта ребёнок впервые остаётся наедине с самим собой, и если он это понимает, то в дальнейшем ему будет гораздо проще переживать удары судьбы, а они будут возникать в любом случае.
Исходя из того, как пациент прожил стадию Эдипова комплекса, психоаналитик делает выводы о том, насколько он справляется со своим внутренним одиночеством.
Фрейд говорил: «Любовь к истине — это принятие реальности». А реальность никогда не бывает идеальной, она никогда ни под кого не подстраивается, и, по сути дела, сильная, здоровая психика — это способность к переживанию и смирению с тем, что происходит.
Защитные механизмы психики человека
Способы сознания, с помощью которых человек спасается и бережёт свою самооценку, — это наши «внутренние друзья», которые проживают как в сознательной, так и в бессознательной части психики. К защитным механизмам относится, к примеру, вытеснение — мы делаем вид, что того, что происходит, нет. Есть ещё один способ защиты — проекция — то, что человек в себе признать не может и не хочет (поскольку ему от этого больно, неприятно), но оно в нём есть и раздражает его, ему свойственно видеть в других людях. Это одна из ведущих защит, и она присутствует в нашей жизни постоянно. Такая защита, как рационализация, едва ли нуждается в представлении: когда мы начинаем рационализировать, мы бессознательно ищем приемлемые с разумной точки зрения оправдания выбранных решений. Так, родитель, бьющий своего ребёнка, рационализирует агрессию тем, что делает это «для его блага». Ещё один способ справиться с суровой реальностью — регрессия, когда вы не можете «переварить» существующие обстоятельства, кажетесь себе маленьким ребёнком и в итоге просите о помощи на стороне. Отрицание — будучи неспособным принять существующие факты, человек говорит: «Я не могу поверить! Это не так!». Часто оно появляется в первые дни после смерти близкого: нам кажется, что он ещё где-то рядом, потом ещё долгое время может казаться, что он просто уехал.
Защитные механизмы необходимы, ничего плохого в них нет, как и в комплексах. Комплексы и защита — не что иное, как составные части психики. Существуют такие псевдовиды психотерапии, которые призывают «снять маски» и в конечном итоге приводят к снятию защитных механизмов. Но здоровой психике защита крайне необходима, чтобы выживать. Её снятие приводит к тотальной беспомощности, а также к тому, что вы, по сути дела, вообще перестаете себя ценить, чувствуя себя слабым и неспособным ни на что.
Если понимать, какие защитные механизмы у человека ведущие, можно определить, к какому типу личности он относится. Не будем погружаться в типологию, но, например, к избеганию проблемы наиболее часто прибегают люди шизоидного типа.
Метод свободных ассоциаций
Один из способов проникновения в бессознательную часть психики. Собирается ассоциативный ряд на тему того, что тревожит пациента. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке, пока вы не выйдете к «ядру комплекса». Со временем этот метод претерпел множество изменений и сегодня используется во всех видах психотерапии. Часто его можно распознать под вопросом: «На что похоже то, о чём вы говорите?»
Техника толкования сновидений
Фрейд первым вынес сновидения в науку, до этого они считались каким-то проявлением нечистой силы. Он называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Известный факт: людям, у которых плохая связь с бессознательным, сны не снятся, точнее, они их не помнят. А люди, хорошо и ясно помнящие свои сны, видящие их довольно часто, имеют хорошую связь с бессознательным. Через сон материал из бессознательной части просачивается в сознание. Описывая свой сон психотерапевту, пациент может получить ответы на многие вопросы.
Перенос и контрперенос
Феномен переноса, открытый Фрейдом, в своей сути означает следующее: все предыдущие переживания человека (в основе которых лежат переживания детства и отношения с матерью и отцом) переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые проявляются в процессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций прошлого опыта. В процессе психоанализа в отношении к аналитику у пациента повторяются и оживают любовь, ненависть, агрессия и фрустрация, которые он переживал, будучи ребёнком, по отношению к родителям. Интерпретация поведения и фантазий, которую даёт аналитик, показывает пациенту, что эти чувства возникли не сегодня и относятся не к аналитику, а повторяют его прошлые переживания.
Контрперенос — это параллельный процесс переноса у аналитика на пациента.
В обыденной жизни это проявляется точно так же: нам часто кажется, что мы знаем, как будет развиваться ситуация, что происходит или что должно произойти. А в огромном количестве случаев это просто наш прошлый опыт диктует нам ожидания.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть