6919

Гений и новатор. Почему Фрейда называют великим учёным

«В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги», — эта цитата Зигмунда Фрейда очень точно описывает непростые отношения врача с учёным сообществом, которое всячески его критиковало. Однако сегодня открытия Фрейда, сделанные десятки лет тому назад, активно используются в психотерапии. "АиФ" попросил психолога Анну Хныкину доступным языком рассказать о достижениях учёного, которые принесли ему мировую известность.

Психоаналитическая теория Фрейда

Данная теория — мать всех существующих на сегодняшний день видов психотерапии, это база. На её основе были построены гештальт-терапия, психодрама (а также все групповые методы психотерапии), транзактный анализ, когнитивная терапия, НЛП и др. Какой бы метод мы ни взяли, он основан на том, что в психике существуют бессознательные процессы, которые функционируют по своим законам. Любой вид психотерапии предполагает работу с бессознательным. Психологи находят там не только причины неврозов, но и скрытые ресурсы — то, до чего люди сами не могут добраться. Самостоятельно каждый из нас может взаимодействовать именно с сознательной частью, что, по сути, пользы не приносит. В бессознательное Фрейд проникал с помощью гипноза, ассоциирования и трактовки снов — это его основные методы работы.

Конечно, ученый был абсолютным новатором в отрасли психиатрии, ему было очень тяжело, его критиковали, особенно пансексуалистическую часть теории Фрейда, которая говорит, что человеком правят влечения. Основное, самое подавляемое из которых, безусловно, — сексуальное. Есть такой приём в риторике: как только видите, что слушатели засыпают, скажите «секс». Аудитория сразу взбодрится. К сожалению, до сих пор большинство тех, кто поверхностно знаком с учением Фрейда, ничего, кроме секса, в нем не видят.

Структурная модель психики человека

Фрейд первым описал, что в строении психики человека присутствует бессознательная часть. В ней содержится всё, что мы не осознаём, в т. ч. инстинкты, которые мы склонны сознательно подавлять. До этого момента наука развивала только сознание, всячески наполняла его: люди обучались, читали книги, решали задачи, считая, что чем умнее человек, тем лучше. Фрейд сказал о том, что сознание — это всего лишь часть нашей психики, которая на самом деле наполнена защитными механизмами от реальности. Настоящая суть человека — Оно.

Структурная модель Фрейда с годами всячески трансформировалась, но, по сути, никто так и не ушёл далеко от трёх составляющих. Она активно используется и сегодня под разными названиями, например всем известные Ребёнок – Взрослый – Родитель, где Ребёнок — это инстинктивная часть — Оно, Взрослый — Эго, а Родитель — супер-Эго.

Психосексуальные фазы развития человека

Открыв теорию влечений, Фрейд описал стадии развития личности, опираясь на физиологическое развитие ребёнка. В каждый из этих периодов ему свойствен определённый тип отношений с окружающим миром, в каждом из них стоят свои возрастные задачи, отражённые в психике.

На психоаналитической теории Фрейда базируется мощная теория, которая сегодня активно используется в работе — «Теория объектных отношений». Её суть: родившийся человек является субъектом, он всегда в контакте с неким объектом, и первый такой объект - мать. На основе опыта общения конкретного субъекта можно в дальнейшем объяснить принципы функционирования психики и отношений человека с другими людьми. Грубо говоря, не полностью прожитые или зафиксированные травматические события на какой-то стадии, по Фрейду, в дальнейшем повторяются в жизни человека.

На практике, зная взаимоотношения ребёнка с матерью в младенчестве и раннем детстве, можно понять, какие проблемы в отношениях с другими людьми ожидают его в дальнейшей жизни. С этим знанием можно дальше строить работу с пациентом.

Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек)

Речь идёт о том, что ребёнок, изначально находясь в идеальных отношениях с мамой и папой, рано или поздно наталкивается на некое их отвержение и запреты. В возрасте около 4-х лет он буквально очаровывается родителем противоположного пола и оказывается в любовном треугольнике (отец, мать, ребёнок). Ему предстоит понять, что, «став взрослым», он не может всецело рассчитывать на родительскую любовь, как прежде, в младенчестве. По сути дела, то, как он переживёт этот сложный момент, влияет на то, как будет складываться его последующая жизнь и любовные отношения во взрослом возрасте.

Например, маленький мальчик до 4 лет жил и любил свою маму, и до этого возраста он не задумывался о том, что на самом деле она ему всецело не принадлежит, у неё есть другой любимый человек — папа. Каждый ребёнок переживает это, но вытесняет свои переживания, не осознаёт этих чувств. Фрейд поднял сексуальный конфликт в данном вопросе, до него никому в голову не приходило, что между ребёнком и родителем так или иначе может быть некое эротическое влечение. Но смысл его открытий заключался в том, что секс — это не только соитие и желание его, это ещё и влечение, целая история внутренних переживаний. Конечно, это шокировало и до сих пор шокирует многих людей. В результате конфликта ребёнок впервые остаётся наедине с самим собой, и если он это понимает, то в дальнейшем ему будет гораздо проще переживать удары судьбы, а они будут возникать в любом случае.

Исходя из того, как пациент прожил стадию Эдипова комплекса, психоаналитик делает выводы о том, насколько он справляется со своим внутренним одиночеством.

Фрейд говорил: «Любовь к истине — это принятие реальности». А реальность никогда не бывает идеальной, она  никогда ни под кого не подстраивается, и, по сути дела, сильная, здоровая психика — это способность к переживанию и смирению с тем, что происходит.

Защитные механизмы психики человека

Способы сознания, с помощью которых человек спасается и бережёт свою самооценку, — это наши «внутренние друзья», которые проживают как в сознательной, так и в бессознательной части психики. К защитным механизмам относится, к примеру, вытеснение — мы делаем вид, что того, что происходит, нет. Есть ещё один способ защиты — проекция — то, что человек в себе признать не может и не хочет (поскольку ему от этого больно, неприятно), но оно в нём есть и раздражает его, ему свойственно видеть в других людях. Это одна из ведущих защит, и она присутствует в нашей жизни постоянно. Такая защита, как рационализация, едва ли нуждается в представлении: когда мы начинаем рационализировать, мы бессознательно ищем приемлемые с разумной точки зрения оправдания  выбранных решений. Так, родитель, бьющий своего ребёнка, рационализирует агрессию тем, что делает это «для его блага». Ещё один способ справиться с суровой реальностью — регрессия, когда вы не можете «переварить» существующие обстоятельства, кажетесь себе маленьким ребёнком и в итоге просите о помощи на стороне. Отрицание — будучи неспособным принять существующие факты, человек говорит: «Я не могу поверить! Это не так!». Часто оно появляется в первые дни после смерти близкого: нам кажется, что он ещё где-то рядом, потом ещё долгое время может казаться, что он просто уехал.

Защитные механизмы необходимы, ничего плохого в них нет, как и в комплексах. Комплексы и защита — не что иное, как составные части психики. Существуют такие псевдовиды психотерапии, которые призывают «снять маски» и в конечном итоге приводят к снятию защитных механизмов. Но здоровой психике защита крайне необходима, чтобы выживать. Её снятие приводит к тотальной беспомощности, а также к тому, что вы, по сути дела, вообще перестаете себя ценить, чувствуя себя слабым и неспособным ни на что.

Если понимать, какие защитные механизмы у человека ведущие, можно определить, к какому типу личности он относится. Не будем погружаться в типологию, но, например, к избеганию проблемы наиболее часто прибегают люди шизоидного типа.

Метод свободных ассоциаций

Один из способов проникновения в бессознательную часть психики. Собирается ассоциативный ряд на тему того, что тревожит пациента. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке, пока вы не выйдете к «ядру комплекса». Со временем этот метод претерпел множество изменений и сегодня используется во всех видах психотерапии. Часто его можно распознать под вопросом: «На что похоже то, о чём вы говорите?»

Техника толкования сновидений

Фрейд первым вынес сновидения в науку, до этого они считались каким-то проявлением нечистой силы. Он называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Известный факт: людям, у которых плохая связь с бессознательным, сны не снятся, точнее, они их не помнят. А люди, хорошо и ясно помнящие свои сны, видящие их довольно часто, имеют хорошую связь с бессознательным. Через сон материал из бессознательной части просачивается в сознание. Описывая свой сон психотерапевту, пациент может получить ответы на многие вопросы.

Перенос и контрперенос

Феномен переноса, открытый Фрейдом, в своей сути означает следующее: все предыдущие переживания человека (в основе которых лежат переживания детства и отношения с матерью и отцом) переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые проявляются в процессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций прошлого опыта. В процессе психоанализа в отношении к аналитику у пациента повторяются и оживают любовь, ненависть, агрессия и фрустрация, которые он переживал, будучи ребёнком, по отношению к родителям. Интерпретация поведения и фантазий, которую даёт аналитик, показывает пациенту, что эти чувства возникли не сегодня и относятся не к аналитику, а повторяют его прошлые переживания.

Контрперенос — это параллельный процесс переноса у аналитика на пациента.

В обыденной жизни это проявляется точно так же: нам часто кажется, что мы знаем, как будет развиваться ситуация, что происходит или что должно произойти. А в огромном количестве случаев это просто наш прошлый опыт диктует нам ожидания.

Наталья Кожина

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно