- С какими заблуждениями о здоровье зубов пациенты обращаются к специалисту? «АиФ» расспросил врача-стоматолога Наталью КРУТЬКО.
«Молочные тоже нужно лечить»
- Большую часть интернатуры я работала в детской стоматологии и слышала много вопросов от родителей. Оказывается, многие думают, что молочные зубы не нужно лечить, так как у них якобы нет нервов. Да и вообще выпадут. На самом деле нервные окончания в молочных зубах есть, и нужно лечить и кариес, и пульпит.
Если не следить за здоровьем молочных зубов, их придется преждевременно удалять. Это вызовет смещение рядом стоящих зубов, потому что они встанут на пустое место. Если у временного зуба появится осложнение, у постоянного тоже могут возникнуть проблемы. Например, он вырастет с белесоватыми или желтыми пятнами.
Какую пасту выбрать?
Также не стоит заниматься самолечением. Некоторые пациенты, когда у них появляется язвочка, воспаляется слизистая оболочка, прижигают это место содой. И ещё больше его раздражают! Или ребёнку так навредят. Таким заниматься не стоит, надо идти к стоматологу.
Вот что я могу посоветовать, так это пасты с фтором. Фтор - это ион, который встраивается в кристаллическую решетку тканей зуба и изменяет состав эмали. В некоторых странах фтор содержится прямо в воде из-под крана, и тогда он не нужен в пастах. А вот белорусам надо такими пастами закупаться. Чтобы в составе так и было написано - фтор. Или пить таблетки Флюореттен - отличная профилактика кариеса. Но нельзя назначать их себе самостоятельно - только после консультации врача.
Ещё раскрою один секрет: сладкое можно есть без вреда для зубов. Но нужно делать это в разумных количествах, а после приема чего-то сахарного прополоскать рот, почистить зубы. Чтобы сладкое не оставалось долго на зубах. Альтернативный вариант для сохранения здоровья зубов - заменители сахара.
Здоровье до старости
У исследователя Вестона Прайса есть интересная книга про стоматологическое здоровье. На протяжении девяти лет он изучал жизнь разных народов, сравнивал обычаи. Хотел выяснить, что больше влияет на здоровье зубов: генетика, питание, гигиена? И пришел к выводу, что у людей, которые питаются пищей без современных добавок, более здоровые зубы.
Раньше у людей и челюсти были массивнее, потому что нужно было грызть, давать зубам нагрузку. А с появлением блендеров и мясорубок наши челюсти изменились. И мы вынуждены удалять зубы мудрости. Вот такая «эволюция».
Можно сохранить зубы здоровыми и до старости, если знать, как правильно ухаживать за ними. Например, на развитие кариеса влияют четыре фактора: зубной налет, микробы, низкая устойчивость ткани зуба и время. Важно вычищать остатки пищи, чтобы не размножались микробы. Раз в полгода необходимо ходить на профессиональную гигиену полости рта. В неё входит и процедура покрытия зубов фторлаком.
Средства гигиены лучше подбирать на консультации врача. Всем подходит разное: одному пациенту нужен уход за деснами, другому - пасты с противокариозным эффектом. Если не знать нюансов, можно купить не ту пасту или щетку, навредить себе.
С возрастом в любом случае произойдут изменения: это отразится на чувствительности, микрофлоре и так далее. Но человек в силах сохранить свое здоровье.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- В 2020 году я окончила медицинский университет с красным дипломом, а в 2021-м у меня завершилась интернатура. На стоматологическом факультете учеба длится 5 лет. Мне кажется, самое главное, что дала мне alma mater, - знакомства с интересными людьми, - продолжает Наталья Крутько.
- Как человек с красным дипломом и без восьмёрок за все сессии в «меде», могу сказать, что ни один предмет с первых курсов я, увы, уже не помню. Хотя - разбуди меня на втором курсе - я с закрытыми глазами нарисую цикл Кребса, назову все косточки на латинском и опишу вид тимуса в микроскопе. Но знания из мозга исчезают, если человек не применяет их в жизни. Сейчас у меня есть опыт интернатуры и работы в поликлинике, я постоянно «прокачиваюсь» в тех вопросах, которые мне задают на приёме. Остальные знания из «меда» мне не пригодились. Каким я представляю идеальный процесс обучения в «меде»? Чтобы группы были не по 14 человек, а по 3-4. Так преподаватель сможет заниматься точечно с каждым. Теорию хочется изучать всегда вместе с практикой. В университете этого не хватает. И была бы эффективнее безоценочная система, на мой взгляд. Чтобы студенты не боялись ошибаться. Тем более оценки субъективны и не отвечают на 100% знаниям студента. А вот если делать упор на качество обучения и хорошую практическую часть, в «меде» останутся только горящие делом студенты. Такие и должны быть в медицине.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть