3108

Ногти в «бархате». Как народы разных стран мира понимали нормы гигиены

"Аргументы и факты" в Беларуси № 01 03/01/2017

Впрочем, знать-то знаем, но на практике далеко не всегда правильно поступаем. Скажем, проведённое 3 года назад в США исследование показало — должным образом моют руки только 5% людей.

Но точно так же дела обстояли во все времена. Человечество с древности отлично понимало, что чистым быть хорошо, а грязным — плохо. Но при этом наши предки так порой наводили чистоту, что становились... ещё грязнее! «АиФ» подобрал несколько примеров.

Античность

Образец подражания

Самый известный римлянин, связанный в нашем сознании с гигиеной, — Понтий Пилат. Его «умываю руки» давно стало поговоркой. Вообще уровень гигиены в Древнем Риме был очень высок — их термы (бани) и общественные туалеты до сих пор считаются образцом. А руки они мыли проточной водой — на руки им поливали из кувшинчика. В воду добавляли ароматный уксус, что обеспечивало приятный запах и дополнительную дезинфекцию. Мыли перед едой и ноги, поскольку пировали лёжа (приглашение к столу на латыни звучало «soleas deponere», то есть «отбросьте сандалии»), а созерцание грязных пяток сотрапезника аппетита не прибавляет. Кроме рук и ног тщательно мыли рот, прополаскивая его и до, и после еды.

Мыли перед едой и ноги, поскольку пировали лёжа.
Мыли перед едой и ноги, поскольку пировали лёжа. Фото: www.globallookpress.com

Ложка дёгтя

Вот с последним пунктом всё было не так уж радужно. Дело в том, что белозубая улыбка ценилась древними римлянами почти так же, как нами. А наилучшим отбеливающим средством они считали... урину, то есть человеческую мочу. И совершенно спокойно полоскали ею рот.

Средневековая Европа

Образец подражания

Европа вовсе не была такой уж грязной, как считают иные поклонники романа «Парфюмер». Были там и бани, и мыльни. Так, в начале XIV в. в Париже насчитывалось 29 общественных бань, столько же в Вене, во Вроцлаве — 12. Да и руки перед едой средневековый европеец старался мыть. Чему свидетельством хотя бы цитата из «Романа о Розе», очень популярного в XIII в.: «Не потерпи нечистоты и будь всегда опрятен ты. Всегда ты руки умывай и сам одежду подшивай». Мыло в Европе поначалу закупали у арабов Испании и Египта, но примерно с 1200 г. наладили его производство из животных жиров и у себя. С 1371 г. прославилось мыло из Марселя на основе оливкового масла.

Ложка дёгтя

Перед пирами руки мыли в лохани, не сливая воду, по несколько человек кряду. Леонардо да Винчи, безуспешно пытавшийся внедрить салфетки, жаловался: «Не в восторге я был от привычки моего господина вытирать нож и руки о юбки своей соседки по столу. А потому вчера за обедом я положил на стол перед каждым гостем индивидуальные полотна — ведь предпочтительнее марать их, чем скатерть или одежду. Кто-то в них сморкался. Кто-то заворачивал в них кушанья и прятал в карман. А после окончания трапезы скатерть оказалась такой же грязной, как всегда!»

Древняя Русь

Образец подражания

Фраза «паче всего храни чистоту телесную» в древнерусской литературе повторяется постоянно, начиная с «Поучения Владимира Мономаха». Хранили её по-разному. После принятия христианства и контактов с Византией в богатых домах завели «обычай римский» — мыть руки из кувшинчика ароматной водой с уксусом. Остальные обходились простой проточной водой. Придумали даже специальную посуду — глиняные подвесные умывальники-рукомойники с двумя носиками. Такие были почти в каждом доме. Вместо мыла долгое время пользовались пенящимся мыльным корнем — мыльнянкой (это растение из семейства гвоздичных до сих пор применяется в медицине как противоглистное средство).

Ложка дёгтя

Иностранцы, бывавшие на Руси, отмечали чистоплотность русских. Особенно им нравились умывальники. Тем больше их удивляло другое — наши предки гораздо реже стригли ногти. И с упоением ковыряли в носу.

Конец этому положил Пётр I и его книга «Юности честное зерцало»: «...зело же непристойно, когда кто перстом в носу чистит... Обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты».

Страны Востока

Образец подражания

«Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом», — гласит глава «Законы о мытье рук» древнееврейского кодекса правил Кицур Шулхан Арух. Мыть руки надлежало тщательно и проточной водой — трижды поливали на правую, трижды на левую, сняв все кольца и украшения. Кстати, то же самое советуют и нынешние санитарные врачи — на кольцах пасутся полчища микробов.

Ложка дёгтя

Цель этих омовений была всё-таки ритуальная. А ритуал — дело тонкое. В Шаббат, например, нельзя совершать омовение горячей водой (запрет на разведение огня). А ещё нельзя пользоваться мылом и пастообразными моющими средствами (запрет на разглаживание и смазывание кожи). Гигиена, стало быть, в субботу тоже отдыхает...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно