Его будто кто-то дёргает за ниточки, и он ни на чём не может сосредоточиться. Раньше про таких детей говорили, что в них вселился бес, а сегодня им просто ставят диагноз - СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Ярко выражен синдром у 2-5% детей, в лёгкой и умеренной форме встречается в 2 раза чаще. Мальчики подвержены ему больше девочек. Болезнь лечат психологи, психиатры, есть даже специальные таблетки. Но многим могут помочь определённые продукты. Точнее - их отсутствие в питании ребёнка. Такое лечение придумал в 1970-е американский аллерголог Бен Фейнгольд.
Интернет опрос | |
---|---|
Этикетки на упаковках продуктов - это… ■ Обман - 36% (180 голосов) ■ То, что невозможно понять - 34% (168 голосов) ■ Полезная информация - 24% (120 голосов) ■ Не знаю, не читаю этикетки - 6% (30 голосов) Всего голосов: 498 |
Он исключал из питания таких детей продукты с синтетическими пищевыми добавками, в первую очередь с красителями, и их поведение становилось нормальным. Фейнгольд любил повторять: «Нужно честно признать, что вопреки терминологии лекарства и пищевые добавки идентичны. И те и другие - низкомолекулярные вещества. Но, несмотря на это, из тысячи добавок, вводимых в продукты, ни одна не подвергалась таким фармакологическим исследованиям, какие требуются для регистрации лекарств».
Это значит, что многие добавки действуют на мозг ребёнка как возбудители, и их устранение решает проблемы гиперактивности.
20 лет спустя
К радости пищевых магнатов в 1982 г. Фейнгольд умер, исследования в этом направлении прекратились. К теме вернулись только в 2004 г., когда учёные Саутгемптонского университета в эксперименте подтвердили правоту теории Фейнгольда применительно к шести красителям и одному консерванту (см. таблицу).
Продуктов с ними - пруд пруди! А детских - вообще океан: они есть почти во всех конфетках, мармеладках и прочих сладостях красивых ярких цветов. В соответствии со сложившейся практикой, проверенной десятилетиями, чиновники от питания и пищевые магнаты выступили единым фронтом и сказали то, что всегда говорят в таких случаях: «ничего не доказано, эксперимент поставлен плохо, нужны новые исследования, а вот безопасность красителей доказана однозначно».
Вы и сами, наверное, слышали подобное, с той только разницей, что вместо красителей называют другие скандальные добавки, ГМО, сахар, соль, трансжиры…
По законам жанра об исследовании из Саутгемптона должны были забыть ещё на 20 лет, если бы не английское Агентство по пищевым стандартам, взявшее повторные эксперименты под свой контроль. На них ушло ещё 3 года, и всё подтвердилось. После этого английские чиновники подняли бучу на весь Евросоюз и одновременно стали активно работать с производителями продуктов, убеждая их «добровольно-принудительно» отказаться от яркой химии. Наверное, из самых «лучших» популистских соображений к ним присоединились европарламентарии, и процесс пошёл.
Полностью запретить «саутгемптонскую шестёрку» красителей они не смогли, но нашли асимметричный ответ - заставили в ЕС на всех продуктах с такой химией писать, что они «могут негативно влиять на активность и внимание у детей». Такие же требования ввели во многих странах. Даже в США, где демонстративно не реагируют на такие скандалы, ситуация изменилась. Правда, там из 6 красителей 3 уже давно запрещены (см. таблицу).
Эхо борьбы
А как эта борьба отзывается у нас, ведь наше законодательство по продуктам гармонизировано с Европой? Изучив в гипермаркетах десятки детских драже, карамелей, мармеладов, жевательных конфет, мы убедились, что многие транснациональные компании и почти все наши продолжают делать их с химическими красителями.
Некоторые крупные западные фирмы перешли на натуральные - куркумин, антоцианы, хлорофилл, красители из свёклы, паприки и т. д. Но при этом они продолжают применять искусственные ароматизаторы, которые вопреки европейским законам называют идентичными натуральным.
Есть и «гибриды»: жевательные конфеты Starburst оказались с натуральными красителями (их делали в Европе), а мармелад той же марки, сделанный у нас, - с синтетическими. Мы ни разу не обнаружили предупреждения о негативном влиянии на внимание и активность.
По сути, наши дети оказались в резервации, где цветная химия продолжает править бал. А более-менее натуральное - это обычно «объедки» с европейского стола. И так, наверное, будет продолжаться долго.
Главный санитар РФ Г. Онищенко уже заявлял, что запретить эти красители не может: ведь в Европе они формально разрешены. Но непонятно, почему он хотя бы не введёт такие же предупреждения, как в ЕС? Это помогло бы родителям покупать более-менее приличные конфетки, а производителям послужило бы стимулом для перехода на природные красители.
Инфографика Яны Лайковой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть