1612

Из музея на стендап. Культурный обмен между бабушкой и внучкой

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18. Отпуск возле дома 30/04/2019
Классика «жанра»: бабушка интересуется питанием, внучка - здоровьем.
Классика «жанра»: бабушка интересуется питанием, внучка - здоровьем. / Ксения Соснина / АиФ

План действий

Я решила провести эксперимент. Позвонила бабушке, выслушала её рассказ о монотонных днях на пенсии и спросила: «Хочешь «развеяться» и куда-нибудь со мной сходить?».

Так я узнала, что бабушка никогда не была в Национальном художественном музее и хочет это исправить. У меня тоже на примете было одно заведение - бар, в котором проходят любительские стендапы.

- Бабушка, а давай мы после музея на стендап заглянем! Это такой юмористический монолог. Вот стендаперы вашего поколения - Петросян и Задорнов, например...

В тот момент бабушка была так воодушевлена, что ей было всё равно, что такое стендап и куда идти. Главное - вместе! Начало эксперимента по культурному обмену было положено.

Музейные истории

Через несколько дней мы с бабушкой встретились (кстати, обе принарядились) и направились к музею. Разговор по дороге был привычный: я спрашивала бабушку про её здоровье, а она - про моё питание. Зашли в музей, купили билеты на постоянную экспозицию. Удивились, что для студентов скидка есть, а для пенсионеров - нет. Обратили внимание на афишу временной выставки: она зазывала посмотреть на скульптуры Сальвадора Дали. За «символические» 20 рублей с каждого человека. Кажется, за такую цену Дали должен быть на выставке собственной персоной.

- Гэта ён маляваў зубы ў выглядзе жамчужын?

- Такой картины я не видела, бабуль. В основном все знают Дали благодаря его стекающим часам.

Бабушка не поняла, о чём речь. Тогда я «загуглила» картину «Постоянство памяти» на телефоне, показала и другие работы художника.

- Ой не, гэтая абстракцыя мне не падабаецца.

Так мы решили ограничиться просмотром картин постоянной экспозиции. Сельские сюжеты на полотнах братьев-живописцев Ткачёвых моя выросшая в деревне бабушка разглядывала как семейный альбом.

Мы рассмотрели все представленные картины Ткачёвых и направились в залы, где находятся как репродукции, так и оригиналы полотен различных художников.

На портретах все царственные особы достаточно упитанные, и это очень понравилось бабушке. Она поинтересовалась, не села ли я на какую-нибудь диету, а то больно худая. Ещё бабушка вздыхала: раньше люди в старости выглядели натурально, а сейчас многие делают пластические операции. Мол, все народные артисты теперь на одно лицо.

Чтобы отвлечь бабушку от мрачных раздумий, я показала ей «Портрет графа Матвея». С какой стороны картины ни встанешь - граф Матвей смотрит на тебя. Бабушка в восторге прошлась из стороны в сторону под пронзительным взглядом двухмерного джентльмена. Портрет определённо запал ей в душу.

Далее мы подошли к картине «Неравный брак» Василия Пукирева. Я поделилась с бабушкой некоторыми секретами: на полотне можно найти автопортрет художника, а также изображения умерших жён (женщин в белых саванах) старика жениха. Говорят, сюжет навеян личной трагедией живописца: его возлюбленную тоже выдали замуж за престарелого господина.

Пока я разглагольствовала, бабушка спросила: почему девушка тянет палец к священнику, если кольцо должен надевать муж? Я запнулась - мне такая мысль в голову не приходила. Когда пригляделась к картине, заметила, что старый жених держит в правой руке кольцо для будущей жены. То есть девушка протягивает руку к священнику не за своим кольцом, а за кольцом жениха. Паре ещё предстоит совершить ритуал бракосочетания. Занятное открытие! После наших возбуждённых переговоров несколько людей подошли к картине и тоже заинтересованно уставились на кольца.

- Табе трэба столькі ўсяго ведаць, божа ж мой. Журналістам быць цяжка, - качала головой бабушка, прохаживаясь между экспонатами.

- Но никто же не рождается со всеми знаниями сразу, - возразила я. - С опытом всё придёт.

Вера, надежда и телевизор

Мы направились в крыло музея, где располагаются залы с религиозными произведениями искусства и с работами белорусских художников. Пока мы рассматривали многочисленные иконы и кресты, бабушка рассказывала мне о передаче, которую они недавно смотрели с дедушкой. В ней приводились доказательства учёных, что Бог есть.

- И как же это доказали? - нахмурилась я.

- Ой, там так складана... А ты верыш у Бога?

- Я ещё не определилась. Тебе когда-нибудь приходилось сомневаться в его существовании?

- Не, я заўсёды верыла. Кожны раз, калі хаджу ў царкву, стаўлю свечку за тваё здароўе.

- Спасибо, бабуль.

Через какое-то время бабушка поделилась ещё одной историей:

- У нас жа плазменны тэлевізар здох. Прыехаў дзядзя Андрэй, забраў яго ў рамонт. Нам прыйшлося глядзець маленькі «тэлік». А мы прывыклі да вялікага экрана, дык мучаліся. Дзед пачаў маліцца: хоць бы Андрэй хутчэй прывёз нашу «плазму». Праз два дні так і атрымалася. Ужо потым мы тую перадачу пра Бога паглядзелі, дык дзед з вучонымі спрачацца не стаў.

Юмор по-белорусски

Вдоволь набродившись по музею, мы выехали на стендап. По дороге бабушка вдруг спросила, нравится ли мне группа «Руки вверх!». А я в последний раз слышала голос Жукова в песне «Слэмятся пацаны» при участии Little Big. Лучше даже не объяснять.

Пока мы доехали, все столики в баре уже заняли. Мы с бабушкой растолкали кучку парней, потягивающих пиво, и встали напротив сцены в дальнем углу бара. Я надеялась, что бабушке кто-нибудь уступит место, но нет - на неё только косились. Тогда я приметила свободный стул, на котором стояла женская сумка, и спросила ее владелицу: «Можно здесь присесть?». Она отказала. Бабушка миролюбиво заверила, что ей несложно постоять. Ведущая тем временем «разогревала» публику:

- Если вы в первый раз на открытом микрофоне, поаплодируйте! Сегодня у нас крутая программа. Кстати, как вы относитесь к мату? (Далее - мат).

Ох, вот так сразу... Пришлось объяснять бабушке, что ругань будет: многие стендаперы матерятся из-за неуверенности в своём материале. Бабушка промолчала. 

Во время выступлений я несколько раз улыбнулась, чего не скажешь про бабушку. Комики шутили про соцсети и поколение миллениалов - всё бы ничего, но это сдабривалось щедрой дозой нецензурных выражений. Из всех шуток бабушка оценила только одну: про то, что в Беларуси ничего не происходит, и поэтому у нас постоянно обсуждают мировые новости.

Фото: АиФ/ Ксения Соснина

Завершение

Мы ушли со стендапа раньше, чем он закончился. Последняя шутка, которую мы услышали, была пересказанным анекдотом: «Захожу в кабинку туалета и слышу, как из соседней мне что-то говорят. Я подаю голос, а в ответ: «Я тебе перезвоню, тут кто-то снаружи разговаривает».

- Не хадзі на такое. Якая пошласць, о-о-ой. Мат можа быць дарэчы ў некаторых абставінах, а тут - не! Я і падумаць не магла, што ёсць такія мерапрыемствы. У нас з табой розніца ва ўзросце - 50 гадоў, можа, я чаго не разумею. Добра, што і ў музее было шмат моладзі, не толькі ў гэтым бары. 

На этом наша вылазка подошла к концу. Бабушка «развеялась» конкретно. Если в Минске резко повысится процент пенсионеров, обсуждающих стендап, это будет на моей совести. Уж бабушка всем поведает о дивном новом мире белорусской комедии.

Заметки:

Хорошее времяпрепровождение с любимыми людьми необходимо. После прогулки бабушка позвонила моей маме и рассказала, как интересно нам было вместе.

Бабушка утверждает, что Владимир Соловьёв шутит в своей передаче смешнее белорусских стендаперов.

Благодаря прогулке я заинтересовалась творчеством Айвазовского, а бабушка приблизилась к мышлению «open mind» и теперь знает о современном мире чуть больше.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно