В Суэцком канале сняли с мели гигантский контейнеровоз Ever Given, надолго закупоривший транспортную артерию и отправивший более сотни кораблей и барж стоять «в пробке». В ошибках командира судна еще будет разбираться комиссия, но как вышло, что такой важный морской путь удалось заблокировать одним происшествием?
О его причинах и последствиях "АиФ" рассказал инженер-судоводитель, основатель и главный редактор сайта «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
Александр Власенко, "АиФ": - Михаил Дмитриевич, почему произошла закупорка Суэцкого канала и кто в этом виноват?
Михаил Войтенко: - Причины две и обе системные. Первая — это размеры судна и монополизация рынка трансокеанских контейнерных перевозок, которая произошла в последние годы. Несколько компаний стали строить гигантские суда и с их помощью повышибали всех мелких конкурентов, которые не в состоянии строить и эксплуатировать таких монстров. А чем больше помещается контейнеров, тем дешевле обходится перевозка каждого из них в пересчёте на судно. И для этих контейнерных компаний уменьшаются эксплуатационные расходы, но не ставки. После того как они монополизировали рынок, для их клиентов ставки не только не уменьшились, а взлетели в течение последнего года от 200 до 400 процентов и продолжают улетать в небеса. То есть для грузоотправителей и грузополучателей стало дороже, хотя компании, начиная эту гигантоманию, клятвенно обещали снизить ставки. Но самое главное — эти гигантские контейнеровозы опасны в эксплуатации из-за своих размеров. Чрезвычайные происшествия с ними идут буквально чередой. В течение последних двух дней произошло две аварии с контейнеровозами компаний-монополистов одного типа с Ever Given. Один устроил ЧП в Тайвани, другой врубился в причал в Стамбуле и распорол себе борт.
Вторая причина ЧП в Суэцком канале — это неудовлетворительные и несвоевременные действия его администрации. Они давно должны были просчитать все риски, связанные с транзитом этих монстров, и принять соответствующие действия. Нужно либо полностью запретить транзит гигантских контейнеровозов выше определённых размеров, либо применять по отношению к ним какие-то дополнительные меры безопасности. Наверное, единственное, что тут можно сделать — это использовать эскорт. То есть каждый такой гигант должен сопровождаться дополнительными буксирами во время транзита канала. Но администрацией Суэцкого канала ничего сделано не было и вряд ли будет. Там порядка сложно дождаться.
— То есть Суэцкий канал слишком мал для таких контейнеровозов?
— Главная проблема не в этом. Не нужно расширять или углублять канал для того, чтобы там проходили эти контейнеровозы, потому что нет необходимости в таких гигантах. Они не требуются рынку, их сделали с единственной целью: монополизировать его и диктовать свои условия. Они этих целей добились, а перевозки этими гигантами чем дальше, тем опаснее. Если снять все ограничения, которыми повязали по рукам и ногам мировое судоходство, если ограничить монополистов с их безудержной жадностью и стремлением подмять всё под себя, то рынок мгновенно разрешит эту проблему без всякого углубления Суэцкого канала. И то, что есть, прекрасно справится при условии, что в судоходстве будет править рынок, а не монополисты и глобалисты — Международная морская организация, Международная палата судоходства, Всемирный экономический форум, Евросоюз. По сути, с точки зрения экономики все они — коммунисты, большевики. Причём они не просто большевики, а большевики военного коммунизма образца 1918 года. Владимир Ильич Ленин позавидовал бы тому, что они вытворяют. Вот первопричина.
— Кто заплатит за понесённые из-за ЧП в Суэцком канале убытки?
— Я думаю, что убытки никто оплачивать не будет. Даже у этих контейнерных гигантов-монополистов просто не хватит денег всё возместить. Наверное, они заплатят только за аварийные работы, за какие-то задержки своим собственным клиентам, хотя и это вряд ли. Плевать они хотели на клиентов. Но что-то они заплатят. Естественно, заткнут рот администрации Суэцкого канала. Вот, собственно, и всё.
— Есть ли альтернативы Суэцкому каналу?
— Если бы этот канал вдруг просто исчез или надолго закупорился, например был засыпан песком, то при имеющихся средствах и возможностях мирового торгового флота это бы не стало большой проблемой. В такой ситуации судоходство в течение месяца-двух перейдёт на другой режим работы, пойдет в обход канала вокруг Африки, мыса Горн. Если сильно приспичит, все очень быстро забудут про этот канал, и ставки сгладятся, и всё, в общем и целом, вернётся на круги своя. Но, опять же, так случится, только если править будет рыночная экономика, а не «большевики».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть