1370

Нужна ли международная сертификация ISO в период санкций?

Этим вопросом задаются многие организации РБ, имеющие международные сертификаты соответствия стандартам International Organization for Standardization (сокр. ISO, русск. ИСО), принимающие решение о необходимости их продлении и задумывающиеся о необходимости впервые. Такое решение необходимо принимать взвешенно.

Поэтому сначала вспомним, что собой представляют стандарты ИСО и зачем им соответствовать.

ИСО - множество стандартов универсальных и профильных, включающих обязательные и рекомендательные требования, созданные на основе опыта множества производителей, совершенствующиеся каждые 5 лет.

Выполнение этих требований, во-первых, улучшает качество управления Вашей компанией во имя повышения качества продукции, удовлетворенности заказчиков и конечных потребителей. Во-вторых, подтвержденное соответствие - сертификат, получаемый при положительном прохождении процедуры сертификации, дает гарантию Вашим новым партнерам получить товары заявленного качества и в срок.

Теперь о необходимости сертификации и сертификата ISO...

Первое, что необходимо оценить, покупают ли Ваши товары/работы/услуги заказчики в достаточном количестве и требуют ли ISO. Если требуют, то сертификат Вам нужен. Если нет, то копнем глубже. Ваше предприятие не находится под санкциями, и конкуренты работают, с отличными от Ваших, заказчиками, требующими ИСО, стабильнее и прибыльнее - сертификат Вам нужен срочно. Все плачевно во всей отрасли - возможно, это не самое важное вложение в 2022 году.

Но кроме сертификации Вас ждет продолжительная подготовка к ней (от 1 до 12 месяцев в зависимости от соответствия организации требованиям международных стандартов), модернизация философии управления и исполнения, привыкание и др. Это требует, в первую очередь, времени. А пока заказов мало - оно у Вас есть. Это потребует дополнительных средств, но страсти на мировом рынке поулягутся, и Вы будете на шаг впереди многих конкурентов, приостановивших деятельность и отставших от рынка.

Многих пугает факт того, что ведущие органы по сертификации (BSI и TUV) отозвали свои сертификаты у всех компаний - юридических лиц России и Беларуси. Но сертификат выдается в случае, если производства и управление отлажено, и Вы сможете доказать это, когда санкции упразднят. Это первое. А второе - есть международные органы, находящиеся вне политики и выдающие сертификаты в Минске прямо сейчас, их намного больше, т.к. это непредвзятые инстанции.

Поэтому риск вкладывать в сертификацию есть, а в подготовку к ней - наоборот. Ведь можно найти консультантов по старым ценам или специалиста на предприятие с невысокой заработной платой.

Но и с сертификацией так уж однозначно рубить не стоит. Есть у группы компаний «Центр содействия экспорту», клиент, разрабатывавший совместно систему целый год (производство опасное и крупное), дошедший уже до финала и отказавшийся от сертификации за неделю до приезда аудитора. На таком этапе это нерационально. Он понес достаточные затраты (посчитать только ЗП двух его специалистов за год) и побоялся сделать финальный шаг, цена которого незначительна для его вида деятельность. А риск никогда теперь не получить сертификат у него выше, чем был шанс аннулирования. Его специалисты за время кризиса могут уйти и восстанавливать систему будет уже некому, доработка системы и обучение новых специалистов будет платно в Центре содействия экспорту или любой другой профильной организации, кроме неизменной цены сертификации.

Потому так важно оценивать ситуацию с точки зрения долгосрочной перспективы, а не краткосрочной, так пугающей нас из телевизора.

*На правах рекламы. По материалам: https://export-center.by/

Оставить комментарий (0)