47211

что такое ценовой «пузырь»?

№ 48 от 1 декабря 2010 года 01/12/2010

По данным журнала «Дело», стимулирование государством потребительского спроса и отсутствие рыночного механизма ценообразования на ряд товаров и услуг создают условия для формирования в экономике Беларуси ценовых «пузырей».

Определить наличие такого пузыря довольно сложно. С точки зрения экономической теории, рыночная стоимость какой-либо продукции или услуг определяется исходя из соотношения спроса и предложения. Чем больше спрос и ниже предложение - тем выше цена. Каждый товар или актив имеет себестоимость, и его продажа по цене выше себестоимости приносит прибыль, а ниже - убытки. Принято считать, что «пузырь» возникает, когда товар, услуга или актив начинают приобретаться с целью последующей перепродажи. Этот спекулятивный спрос приводит к росту цены до уровня, намного превышающего себестоимость. Таким образом, «пузырь» возникает в результате чрезмерной спекуляции.

Кроме хорошо известных спекулятивных «пузырей» в экономике могут возникать и неспекулятивные, вызванные предоставлением средств покупателям товаров или услуг с помощью льготных нерыночных механизмов. Такой «пузырь» проявляется увеличением рыночных цен в некоторых отраслях экономики до уровня, намного превышающего себестоимость, посредством увеличения прибыли и заработных плат до величины, существенно выше средней в экономике.

Некоторые условия для формирования неспекулятивных «пузырей» имеются и в Беларуси. Они коренятся в стимулировании государством спроса на отдельные виды продукции в отсутствие рыночного механизма их ценообразования.

По-настоящему спекулятивный «пузырь» в истории Беларуси был, по-видимому, в сфере жилой недвижимости, и в настоящее время он, скорее всего, уже ликвидирован. Кроме того, экономика Беларуси в целом характеризуется не избытком «воздуха», а чрезмерным «сжатием». «Пузырь» второго рода у нас, возможно, «надувается» в сфере торговли. Кроме того, в Беларуси есть предпосылки для его возникновения в государственном секторе банковского рынка, а также в отдельных узких направлениях сферы услуг. Там, где сейчас можно заработать капитал с наименьшими усилиями.

Оставить комментарий (0)