9853

Григорий Ситница: «Белорусских бизнесменов наше искусство не волнует»

 

52b999c4-782e-8c33-782e-8c3c9c615de8.photo.0– Для художника сложно быть администратором - не остается времени на творчество. Но мне  хорошо знакома такая работа: 6 лет занимал пост первого заместителя председателя Белорусского союза художников. Знаю, что трудности будут, но с ними надо справляться, – отмечает Григорий Семенович.

Союз в  настоящее время объединяет более тысячи художников разных специальностей.  Известные всему лица - М. Савицкий, Л. Щемелёв, И. Миско, М. Данциг, Г. Поплавский и многие другие  известны всему миру.

В распоряжении БСХ двухэтажный особняк, Дворец искусств, более 300 мастерских, две художественные галереи, несколько комбинатов, где выполняются художественные работы всех видов и жанров.  Так что хозяйство большое.

Искусство  для всех

– Одна из задач союз - пропаганда белорусского изобразительного искусства. Каким образом  вы несете искусство в массы?

– Механизм довольно сложный. Прежде всего это организация выставок. Но не надо забывать, что мы общественная организация и должны сами зарабатывать деньги, что мы и делаем. Для этого существуют художественные комбинаты и галереи. Но, конечно, выставки не окупаются полностью, так как художник на свои средства покупает материалы, нанимает транспорт для перевозки, арендует помещение. Кроме того, у нас огромные фонды, которые нужно содержать в должном порядке. Мы всегда отмечаем юбилеи членов союза. Это наша обязанность.

–   Разве государство не помогает вам? А как же спонсоры?

– Нельзя сказать, что государство бросило нас на произвол судьбы. Помощь есть, но всегда хочется больше. И мы с пониманием относимся к этим экономическим проблемам.  А вот белорусских бизнесменов, к сожалению, наше искусство не волнует.

– В отличие от бизнесменов ваш союз оказывает помощь тем, кто в ней нуждается…

–Это одна из составляющих работы нашего союза. На безвозмездной основе около 3 тысяч произведений передано в больницы, университетские, детские и культурно-образовательные учреждения, в Академию наук, посольства и министерства. Выставки также экспонируются в районных и областных центрах. Полоцкая художественная галерея на 90% состоит из наших произведений.

–До развала Советского Союза были так называемые общественные университеты культуры, где взрослые люди могли бесплатно получать знания в той или иной области, в том числе изучать изобразительное искусство. А ведь еще великий Гёте говорил, что «живопись – самое доступное и удобное из искусств».

–Такие университеты сегодня заменены телевидением и радио. Но члены нашего союза проводят специальные лектории. Так, например, искусствовед  Ойстрах часто выступает на радио, во Дворце искусств с лекциями. К сожалению, из-за недостатка средств мы не можем проводить просветительскую работу в том объеме, как хотелось бы.  Раньше у нас был штат экскурсоводов, которые проводили дифференцированные экскурсии по выставочному залу. Но его ликвидировали. Наши художники своими силами проводят экскурсии и мастер-классы в дни открытия выставок или по заявкам учебных заведений.

Что же касается детского художественного творчества,  у нас существуют много организаций, которые проводят детские конкурсы изобразительного искусства, а представителей нашего союза приглашают в члены жюри. Мы тесно сотрудничаем с Дворцом детей и молодежи. Совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям ежегодно помогаем им проводить конкурс детского рисунка.

А что касается молодежи, то во всех учебных заведениях, где есть предмет «Изо», в колледжах и вузах работают наши художники. Так что мы свою миссию – просветительскую, познавательную и эстетическую – выполняем достойно.

Грамотный пиар

– Еще Леонардо да Винчи сказал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а  поэзия – это живопись, которую слышат». А какие средства массовой информации наиболее результативны в пропаганде изобразительного искусства?

– Здесь все средства хороши: и радио, и пресса, и Интернет. Но все-таки сегодня главная роль отводится телевидению. Пример – выставка московского художника Никаса Сафронова.  На мой взгляд, распиарили его так, что приравняли его к гениям изобразительного искусства. А на самом деле – весьма средний уровень, если не сказать проще: дурновкусие и шарлатанство. У нас студент Академии искусств на третьем курсе может создать подобные «шедевры». Тем более в московской профессиональной среде об этом человеке либо молчат, либо отзываются весьма саркастически. И не надо думать, что это зависть. Это трезвая профессиональная оценка. А вот о наших гениальных художниках Г. Ващенко и А. Кошкуревиче, у которых есть действительно подлинные шедевры, белорусские СМИ почему-то молчат…

– В настоящее время популярность нашей страны на международной арене повышается. Способствуют этому и успешно проведенный в Минске Чемпионат мира по хоккею. Что можно сказать об участии вашего союза в художественных проектах международного масштаба?

– К Чемпионату мира по хоккею мы провели 7 художественных выставок, где представили гостям из разных стран белорусское изобразительное искусство во всей его красоте и многообразии. Члены нашего союза участвуют в многочисленных пленэрах и симпозиумах в Китае, Америке, Египте, Японии  и др. странах. Нельзя забывать и о вкладе наших художников и дизайнеров в создание наиболее значимых социально-культурных объектов страны. Среди них Национальная библиотека, Театр оперы и балета, Дворец Независимости, новый музей Великой Отечественной войны, отреставрированные замки в Мире и Несвиже.

Справка «АиФ»

Ситница Григорий Семенович (род. 1958, д. Куритичи Петриковского р-на Гомельской обл.). График, поэт. Лауреат литературной премии «Золотой апостроф». Окончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству (1976), Белорусский государственный театрально-художественный институт (1982). Учился у В. Шаранговича. Участник художественных выставок с 1980 г. Член Белорусского союза художников с 1985 г. С 2013 г. — председатель правления Белорусского союза художников.

Галина МАХАЕВА

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно