4811

Марина ВОСКРЕСЕНСКАЯ: «Кофе для меня – эквивалент счастья»

Напоминаем, что интеллектуальным партнером Coffee Fest Belarus 2019 является еженедельник "Аргументы и факты" в Беларуси.

На фестивале будет представлено более 300 сортов кофе, которые можно будет продегустировать. Только из Бразилии привезут около 30 видов кофе, кроме того, у кофеманов будет возможность попробовать бодрящий напиток из Колумбии, Эфиопии, Гватемалы, Никарагуа.

Фото: Фото из открытых источников

9-10 февраля в ТРЦ Green City пройдет Coffee Fest Belarus 2019 – масштабное мероприятие, на котором можно будет продегустировать много видов вкуснейшего кофе, а также проконсультироваться со специалистами в этой области о сортах, способах обжарки и приготовления напитка, посетить мастер-классы! В рамках ивента состоятся сразу 3 кофейных национальных чемпионата среди бариста, победители которых представят Беларусь на мировых соревнованиях.

Идейный вдохновитель и организатор Coffee Fest Belarus 2019 Марина ВОСКРЕСЕНСКАЯ, как человек увлеченный любимым делом, признается:

- Главная задача, идея фестиваля – чтобы каждый наш гость нашел свой кофе. Это очень важно! Знаете, почему? Кофе вдохновляет. Это маленькое и доступное счастье, которым мы можем наполнить свою жизнь. Кофе для меня – эквивалент счастья.

Если кто-то до сих пор находится в поисках своего кофе, то на фестивале у него будет возможность выбрать и вполне вероятно определиться с любимым видом или сортом: Coffee Fest Belarus 2019 объединит всех игроков кофейной индустрии нашей страны, а также гостей из ближнего зарубежья. Будет представлено более 300 сортов кофе, которые можно будет продегустировать. Только из Бразилии привезут около 30 видов кофе, кроме того, у кофеманов будет возможность попробовать бодрящий напиток из Колумбии, Эфиопии, Гватемалы, Никарагуа.

Фото: Фото из открытых источников

Посетители смогут знакомиться, общаться с представителями индустрии и задавать им любые вопросы о кофе. Сегодня нет каких-то границ, все открыты для общения: можно подписываться на страницы обжарщиков кофе в соцсетях, спрашивать совета, а если что-то не понравилось, даже критиковать. (Смеется.)

- Марина, как, на ваш взгляд, обстоят дела с культурой потребления кофе в Беларуси?

- Она растет с каждым годом! В отряды любителей кофе вовлекаются все больше и больше людей! Сегодня есть выбор, куда пойти, чтобы выпить кофе. Если посетителям что-то не нравится, они голосуют рублем – просто не идут в то или иное заведение. Просто нажимать кнопку на кофемашине – это, конечно, несерьезно. И современные обжарщики кофе, и бариста, и хозяева заведений должны обладать большим объемом знаний и готовностью постоянно совершенствоваться.

Гастрономическая память

- Тем не менее, складывается впечатление, что белорусов не сильно волнуют различные нюансы и тренды. Главное для многих – чтобы кофе был крепкий и его было побольше.

- Это гастрономическая память. Во времена Советского Союза к нам поставляли в основном индийский кофе «Арабика». Его вкус профессионалы определяют как «пустоватый». То есть в этом кофе нет глубоких вкусовых ощущений. Поэтому делалась сильная обжарка, после которой появлялись яркие ноты жженой карамели. Несколько поколений – наши бабушки и дедушки, родители выросли на этом кофе. Тогда его пили далеко не каждый день, в основном по торжественным или значимым поводам. Мы привыкли к этому вкусу жженой карамели, запомнили его и считаем, что так и надо. И в этом нет ничего плохого.

- Кофейные карты сегодня богатые. А по вашим наблюдениям, какой кофе чаще заказывают посетители наших кафе?

- Возглавляет список популярных кофейных напитков двойной американо, который подается в большой чашке. Это опять же обусловлено гастрономической памятью, о которой мы говорили выше, и географическим местоположением. Мы живем в холодном климате, у нас мало солнечных дней. Двойной американо помогает согреться и взбодриться, получить заряд энергии. 

На втором месте по популярности – капучино. А на третьем – динамично завоевывающий популярность раф, не так давно появившийся в России. Это десертный напиток на основе эспрессо, ванильного сахара и сливок.

Популярна история о том, как в одну из кофеен известной сети каждый день приходил итальянский гость по имени Рафаэль, который заказывал латте. Однако просил сделать для него исключение и добавить вместо молока сливки. Потом и другие клиенты стали просить взбивать сливки вместо молока. Поняв, что раф пользуется популярностью, его включили в меню. А после того как на национальном чемпионате России бариста из этой сети кофеен приготовил лавандовый раф (с добавлением сиропа из цветков лаванды), напиток стал культовым. Его часто называют десертом в чашке – он густой, плотный, маслянистый…

- Но все же, как вы думаете: не слишком ли много сегодня открывается кофеен? Буквально на каждом шагу.

- Кофеен много не бывает. (Смеется.) Лет пять назад началась первая волна: стали «повально» открывать кофейный бизнес – это считалось очень круто. Людям, которые не совсем разбирались в теме, его «впаривали» очень дорого – могло доходить до 50 тысяч долларов! Такое дорогое заведение никогда не окупится, поэтому многие «прогорели». 

Сегодня – вторая волна, более качественная. Открывается много заведений – не только стационарных кофеен, но и небольших кофе-поинтов, где часто сами владельцы стоят за барной стойкой. Это совсем другая история, новый уровень обслуживания. Открыть бизнес можно за 3-5 тыс. долларов. Я тоже буквально три месяца назад стала владелицей сети кофеен GURU Coffee, потому что поняла: мне нужен новый этап в развитии.

Наши пристрастия

- Марина, а насколько мы в кофейных пристрастиях отличаемся от других стран?

- Когда я была в Дублине, то там, например, очень популярен холодный кофе – колд брю, который готовится методом длительной экстракции молотого кофе холодной водой. Его пьют там круглый год. В Беларуси он тоже есть, но пока, наверное, не все распробовали.

В Америке есть основной законодатель - сеть Starbucks, которая приучила пить кофе большими объёмами. Очень часто посетители просят наливать напиток в принесенную с собой посуду – это тоже модный тренд. Вообще, сейчас во многих странах популярен «кофе на ходу». Это стиль жизни – всегда и все в движении.

Также сегодня представители кофейной сферы активно объединяются с пивоварами – готовят кофейное пиво, в Беларуси его тоже уже можно попробовать.

- Как вы относитесь к различным кофе-автоматам  когда недорогой кофе можно купить в любом закоулке?

- Нужно понимать, что кофе-автомат – это востребованная услуга, а кофе, который подается в кофейне, - искусство. Есть разные ситуации: если человеку необходим мгновенный эффект, например, взбодриться, то, конечно, почему бы не воспользоваться кофе-автоматом. А если он хочет смаковать удовольствие, то наверняка пойдет в любимое заведение.

Мечты исполняются

- Вы сказали, что купили бизнес, потому что почувствовали необходимость нового этапа развития. А как все-таки у вас не в кофейной стране родились любовь к этому напитку и желание его продвигать?

- Моей любви с кофе 26 лет. Все началось в 1992 году: после школы я пошла на полугодовые курсы барменов и буфетчиков, окончив которые, сразу встала за барную стойку. Это было начало 90-х – очень сложное «перестроечное» время, голодное и безденежное, когда есть было нечего. Страна в одночасье стала нищей: надо было думать, как выкарабкиваться. Не скажу, что я мечтала быть барменом. Более того, даже проработав три месяца, я не говорила об этом своей маме, чтобы ее не расстраивать. Она считала, что в баре порядочные девушки работать не могут. 

Но работа мне нравилась. В нашей семье законы гостеприимства на первом месте, и я этих принципов придерживалась и за барной стойкой. Это были прекрасные 9 лет. Потом, когда поменяла место работы, я познакомилась с удивительными людьми из Австрии, которые мне сказали: «Мы много ездим по миру, но такой вкусный кофе, который готовишь ты, редко где встретишь. У тебя в руках талант. Где ты училась?» Я рассказала, что моими учителями были буфетчики Советского Союза. Мне посоветовали получить новые знания именно в сфере кофейного искусства, и в 2004 году я стала профессиональным бариста, получив диплом Academia Specialty Coffe в Москве. 

Это было круто! Именно тогда я для себя стала открывать удивительные вкусы кофе и варианты его приготовления. Я поняла, что моя жизнь будет связана только с кофе!

Мне везло, потому что я всегда работала в тех заведениях, в которых придерживались стратегии развития кофейной культуры во всех ее проявлениях. Например, ресторан «Поющие фонтаны» первым в Минске сделал отдельную кофейную барную стойку, где предлагались все виды заваривания кофе, и посетителям подавали не «умерший» кофе, а свежеприготовленный.

«Фонтаны» долго искали бариста, в Ассоциации барменов им посоветовали пригласить меня на собеседование, как человека влюбленного в кофе. Я сразу предложила: «Давайте я не буду отвечать на вопросы, а просто сварю вам кофе, и мы за чашечкой пообщаемся». И была принята на работу. Через 4 года, когда я поменяла работу, в ресторане было уже 3 кофейных и 2 чайных бара. Мы каждый день устраивали какие-то шоу для посетителей.

А я стала двигаться дальше – 9 лет работала директором по развитию сети «Амато кофе», продвигая культуру моносортов и белорусской обжарки. Это был удивительный и масштабный проект (11 объектов и более 80 человек у меня в подчинении): мы открывали кофейни, продавали до 30 моносортов кофе, общались с гостями, отвечали на их вопросы, касающиеся культуры потребления кофе. Но я понимала: мне этого недостаточно, чтобы выполнить важную задачу – напоить всех хорошим кофе! Хотелось сделать еще больше, и я предложила самым активным главам компаний, работающим в кофейном бизнесе, вступить в международную Ассоциацию Спешиалти Кофе, чтобы мы могли представлять страну на мировом уровне. Членство в Ассоциации дает возможность привлекать иностранных тренеров, спикеров, легенд мировой кофейной индустрии, получать новейшие знания и определять направление, в котором развиваться дальше.

Следующий шаг, который я сделала, - возглавила ассоциацию, и 5 лет подряд денно и нощно занималась общественной деятельностью: мы проводили чемпионаты бариста, фестивали кофе и многое другое. Это волонтерство, которое не приносило денег. Сейчас я поняла, что мне нужен собственный бизнес-проект: я всегда любила, когда много гостей, с ними можно общаться, отвечать на их вопросы, - это никуда не ушло…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно