В прошлом Наталья КОВАЛЕВА преподавала иностранные языки. И вот уже 13 лет после выхода на пенсию женщина занимается коллекционированием и реставрацией елочных игрушек.
В коллекции белоруски насчитывается 5000 экземпляров. В основном это стеклянные игрушки, среди них 30 раритетных подвесных ватных игрушек и 300 подставочных фигур. «В жизни все относительно: например, человек, собирающий граммофоны, может мне позавидовать, так как елочные игрушки занимают мало места, - смеется Наталья. – Мы прекрасно уживаемся, а выручают меня высокие потолки, старомодная стенка, шкаф-купе, кладовки, антресоли и сарай. Но иногда случаются выставочные авралы, в этом году их было пять. И вот тогда не миновать круговорота коробок».
Также коллекционер рассказала об истории ватных игрушек: «Достоверно неизвестно, когда возникла традиция создавать игрушки из ваты. Начиная со второй половины XIX века встречаются упоминания о бумажных и ватных игрушках в Германии, Англии, Голландии. В этот период рождественскую елку украшали колокольчиками, фигурками с дорогими фарфоровыми головками, ангелочками с литографическими лицами. Почти одновременно такие игрушки появились и у нас. Повсеместное распространение они получили благодаря фактурности и долговечности материала. Эти украшения стали отличной альтернативой дорогим стеклянным шарам. Чаще всего их изготавливали в монастырях.
С 1928 по 1936 год история елочных игрушек прерывается, так как елку обычно наряжали на рождество, а этот религиозный праздник в Советском Союзе попал под запрет. Только 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была напечатана небольшая заметка с названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Началась эра советской игрушки. Кроме стеклянных, в большом количестве стали выпускать ватные елочные игрушки. Пластичный и удобный в работе материал позволял изготавливать сюжетные игрушки, которые отражали советскую тематику. В Москве, Ленинграде, Киеве организовали артели, в них совместно творили художники и искусные мастера. Но во второй половины 50-х годов наступил период массового производства: ватные подвесные игрушки ручной работы уступили место выдувным стеклянным. Артели были поглощены фабриками. Однако сохранилось и продолжило бурно развиваться производство подставочных ватных Дедов Морозов и Снегурочек. Тем временем фабрики старались удешевить производство подставочных фигур, отливая только лицевую часть из прессованных опилок, по сути отходов производства, а недостающий затылок старательно маскировали ватной шапочкой и воротником. Шапку делали из креповой бумаги, ваты и ткани. Везде и всюду стали изготавливать такие фигуры, причем каждая фабрика добавляла в них свой национальный колорит. Сразу было видно, в какой республике произведена игрушка.
Особая моя гордость - раритеты 30-х годов: московская игрушка – ребенок в одеяле; киевские балерины; ленинградская парочка - негр и негритянка; гусь с фосфорным рисунком, нанесенным поверх ваты. Кстати, цирковая тема в производстве новогодних елочных украшений стала очень популярной после выхода фильма «Цирк», а также последующего одобрения картины самим Сталиным. Артели тут же наладили выпуск игрушек - негритят, клоунов, мишек с мячами, пингвинов в шляпах. Ватная эпоха елочной игрушки закончилась примерно в 60-х годах».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть