5845

Душа - болид. Почему мы до сих пор не в «Формуле 1»

№ 8 от 17 февраля 2015 года 17/02/2015

- Нашим соседям россиянам удалось ворваться в мир «Формулы 1». Пять лет назад первопроходцем у них стал Виталий Петров. Что нужно, чтобы этот успех повторил гражданин Беларуси?

08-15-2- Путь в «Формулу 1» лежит через картинг. Это касается 95% пилотов «Королевских гонок», тех же Кими Райкконена и Михаэля Шумахера, - утверждает член совета Белорусской Федерации картинга, мастер спорта по картингу Владимир СТЕПАНОВ (В.С.). - В нашей стране принимать участие в гонках можно с 6 лет. Если правильно организовать подготовку пилота, к 15-16 годам он будет участвовать в низших «Формулах», а к 18 попадёт в «Королевские гонки». Это в теории. На практике, хотя в нашей стране и есть школы картинга, условий для подготовки профессиональных спортсменов нет. Я проработал 10 лет тренером в Минском Дворце детей и молодежи. Ежегодно в секцию приходили более 150 детей. Если из них один ребёнок становился профессиональным спортсменом, это был колоссальный успех. Надо учесть, что после развала СССР нам досталась хорошая техника, на которой можно было участвовать в соревнованиях. Те машины, которые есть сейчас, не подходят для серьёзных тренировок. В год закупаются 1-2 профессиональных карта, а пилотов очень много.

08-15-1- У нас мало трасс для занятий картингом, - говорит мастер спорта по автоспорту, призёр международных соревнований по авторалли Анатолий ШИМАКОВСКИЙ (А.Ш.). - В Минске их скоро будет раз-два и обчёлся: собираются сносить картодром на Боровой, трассы на улице Макаёнка уже нет…

В.С.: - Даже если удастся воспитать отличного пилота и он начнёт выигрывать всё что только можно, в «Формулу 1» нужно приходить со своим бюджетом. Одного таланта недостаточно.

Расходы

- О каких суммах идёт речь?

БЛИЦ-ОПРОС

- Как получить лицензию, которая даёт право на участие в гонках? Достаточно ли водительских прав?

В.С.: - Для этого нужно пройти курсы или получить рекомендацию профессиональной команды. Водительские права в зачёт не идут. Более того, некоторые пилоты низших «Формул» таковых могут даже не иметь.

- Какие требования выдвигаются к физической форме пилота?

В.С.: - В карте большие перегрузки. Он разгоняется до 200 км/час. На массу водителя с машиной около 150 килограммов - мощность 50 л/с. Для сравнения: с теми же пропорциями машина весом 2 тонны имела бы мощность 660 л/с. Представьте, что происходит, когда пилот входит в поворот на высокой скорости. Начинаются динамические перегрузки, давит на шею, позвонки. Надо учесть, что в карте нет подвески. Многие гонщики ломают рёбра, часто страдают руки, кисти, запястья. От пилота требуется большая выносливость.

- Можно ли теоретически ездить на карте или болиде из «Формулы 1» в городских условиях?

А.Ш.: - Спортивный транспорт не регистрируется в ГАИ, двигаться на нём по дорогам общественного пользования запрещено. Да и моторесурс не тот. Не предназначен он для этого.

- Сказываются ли в жизни навыки пилота?

А.Ш.: - Всё доведено до автоматизма. Если занесло, не вспоминаешь, в какую сторону крутить руль… Отработал рулём, нажал газ, тормоз и поехал дальше.

- Как пилоты ездят по городу?

В.С.: - Сужу по себе: после того как всю энергию оставил на трассе, в городской черте гонок не устраиваешь. Представьте: вы разгоняетесь, а впереди - неопытный водитель, который недавно сел за руль. Он посмотрит на спидометр, неожиданно увидит, что у него скорость не 60 км/час, а 70 км/час, и на прямом участке дороги резко нажмёт на тормоз. Такое часто бывает. Конечно, гонщик может двигаться быстрее потока, но всё равно делает это аккуратнее, чем многие водители, которые перемещаются хаотично. Профессионал предвидит ситуацию, думает наперёд.

В.С.: - Мой тренер говорил: скажи, сколько ты готов потратить денег, и я скажу тебе, какое место ты займёшь. Карт для 6-летнего ребёнка стоит 1500-2000 евро. Экипировка обойдётся в 800-1000 евро. В итоге, чтобы принять участие в гонке, нужно заплатить сумму, эквивалентную  стоимости подержанной иномарки. Для ребёнка постарше надо быть готовым только за шасси и мотор выложить 4500 евро. Плюс экипировка, расходные материалы: комплектующие для моторов, резина. Сюда же: затраты на дорогу, транспортировку техники, проживание и питание. Мы возили спортсмена на юниорский Чемпионат Европы. При том что карт арендовали у эстонской команды, одна гонка нам стоила 6000 евро. В эту сумму входит аренда карта, двух моторов, топливо, обслуживание. Это минимальные расходы. Если ехать с претензией на победу, что подразумевает много тренировок, стоимость одной гонки увеличивается до 12 000 евро.

Кто всё это оплатит?

А.Ш.: - Финансирование -  из своего кармана. В Беларуси нет программ поддержки молодых пилотов.

В.С.: - Воспитать хотя бы одну белорусскую звезду «Формулы 1» - это всё равно что заняться бизнесом. Вы отдаёте ребёнка на тренировки, нанимаете тренера, покупаете технику. Спортсмен накатывает километраж, участвует в соревнованиях. Дальше его надо уметь продвинуть. Во многих странах Европы есть свои низшие «Формулы». Вы выбираете серию, предлагаете в профессиональную команду своего пилота. Допустим, вам говорят: «Нет проблем, берём», это будет стоить, скажем, 500 тысяч долларов в сезон. При условии, что пилот «выстрелит», его могут пригласить в «Формулу 1». Но может и не повезти, и тогда в следующем году, возможно, придётся выложить уже миллион долларов. Желательно заявить о себе до 18 лет, потому что чем старше становишься, тем меньше ты востребован.

Для галочки

- Выложить полмиллиона долларов из своего кармана в Беларуси способны очень немногие. Никакой надежды на помощь со стороны государства?

В.С.: -К сожалению, нам важно провести чемпионат республики и поставить галочку, купить 20 картов и отчитаться. А то, что трасс для подготовки профессиональных спортсменов нет, никого не интересует. В Бресте построили картинговую трассу за несколько милилонов долларов. Отличный картодром используется… для проката картов. Он мог бы стать ареной для международных соревнований при условии, что там перестроят один поворот - он не соответствует нормам. Но никому не нужны лишние вложения. Прокат приносит доход - и отлично, но ведь его можно организовать на небольшом участке земли где-нибудь возле заправки…

Представьте ситуацию: к нам из-за границы для участия в соревнованиях собирается приехать картинговая команда. Грузят оборудование на фуру, цепляют тягач и приезжают к нашей границе. Вы думаете, их пропустят? Фуру поставят в общую очередь, и она будет два дня проходить таможню. Кто после этого поедет к нам на соревнования?

А.Ш.: - У нас проблемы со спортивными запчастями, техникой. Если спортивные колёса, которые я могу купить только за границей, стоят 300 евро, с учётом растаможки они мне обойдутся в 400 евро, да ещё и с доставкой проблема. В Прибалтике, например, можно купить недорогой спортивный автомобиль за 5 тысяч евро. Но растаможить его и привезти в Беларусь - так авто выйдет «золотым». Проблему можно было бы решить одной поправкой в законе, но нашим чиновникам это не интересно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно