3008

Игра светотени. Нюансы и полутона на картине жизни Ивана Шишкина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 02 10/01/2017
Современники описывали Шишкина как «высокого, стройного, красивого силача». Портрет работы И.Крамского, 1873 г.
Современники описывали Шишкина как «высокого, стройного, красивого силача». Портрет работы И.Крамского, 1873 г. globallookpress.com

Великий художник был весьма неловок в общении с противоположным полом, робок и скован. Когда следовало говорить, он, наоборот, замолкал. Когда следовало действовать, принимался ораторствовать. Тем не менее это не мешало живописцу пользоваться успехом у женщин.

В душе – добряк!

Иван Шишкин родился в небольшом городке Елабуге, расположенном на берегу Камы, в семье купца. Отец – человек разносторонних взглядов, увлекавшийся техникой, археологией, историей - стал лучшим другом будущего великого художника.

Дар Ивана Шишкина проявился очень рано. Двоюродная сестра вспоминала, что «мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны замысловатыми фигурами… Няни и соседи прозвали его «мазилкой». «Чтобы не сделаться чиновником», как потом объяснил Шишкин свой поступок, он бросил гимназию и вернулся в отчий дом, где в течение четырех лет все свое свободное время посвящал рисованию.

Мать ужасало желание Ивана сделаться «маляром», но отец отмечал талант сына и поощрял его. Именно слово Ивана Васильевича стало определяющим в решении отправить молодого художника в московское Училище живописи и ваяния.

На тот момент Ивану было уже 20 лет… Пора бы подумать о женитьбе, но Шишкин не искал любви, не завязывал отношений и совершенно не думал о возможности обзавестись семьей. Ему было не до того. Зато молодой живописец сумел найти свой стиль, получил первую известность. Шишкин был принят в петербургскую Академию художеств, где сразу понял, что его призвание – пейзаж: «Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…»

Иван Иванович окончил академию с Большой золотой медалью, что давало ему возможность отправиться за границу на правах пенсионера. Он много путешествовал - работал за рубежом и в родной Елабуге, писал неповторимые пейзажи Северной Европы и специально приезжал в Беловежскую пущу, чтобы запечатлеть ее нетронутые уголки.

Часто говорят: «Художник должен быть голодным». Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось. Творя свои шедевры, Иван Иванович жил полной жизнью и не испытывал серьезных материальных затруднений. Его ценили друзья и любили женщины. Знакомые описывали Шишкина так: «С виду суровый, а в душе добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Высокий, стройный, красивый силач с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами». Хотя на людей, плохо его знавших, Иван Иванович производил впечатление чрезвычайно замкнутого и угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «Монахом»), в узкой компании близких проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Годы совместной жизни с первой женой Евгенией были недолгими, но полными идиллии. «Дама с собачкой», 1868 г.
Годы совместной жизни с первой женой Евгенией были недолгими, но полными идиллии. «Дама с собачкой», 1868 г. Фото: globallookpress.com

Портреты для жены

В 1867 году Шишкин встретился с молодым художником Федором Васильевым, которого взялся обучать, начал покровительствовать ему. И благодаря ему познакомился со своей будущей женой Евгенией, которая приходилась Васильеву старшей сестрой.

Ей на тот момент был 21 год, ему – 36 лет. Шишкин был очарован новой знакомой и уже на следующий год отправился к отцу в Елабугу за благословением на брак. Племянница живописца вспоминала: «По своему характеру Иван Иванович был рожден семьянином; вдали от своих он никогда не был спокоен, почти не мог работать, ему постоянно казалось, что дома непременно кто-нибудь болен, что-нибудь случилось. Во внешнем устройстве домашней жизни он не имел соперников, создавая почти из ничего удобную и красивую обстановку; скитание по меблированным комнатам ему страшно надоело, и он всей душой предался семье и своему хозяйству. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Шишкин не мог позволять себе ничего лишнего. Знакомых у них было много, к ним часто собирались товарищи, между делом устраивались игры, и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества». Изменив излюбленному пейзажу, Шишкин написал два портрета любимой жены: «Дама с собачкой» и «Дама в гостиной, читающая письмо».

К сожалению, слабое здоровье Евгении начало давать знать о себе уже в первый год замужества. А рождение детей - дочери и двоих сыновей, которые скончались в младенчестве, - серьезно способствовало развитию у жены живописца чахотки. От этой неизлечимой тогда болезни она умерла в возрасте 27 лет. Супруги прожили вместе всего шесть лет.

Художник был убит горем – из жизни ушли самые близкие для него люди: жена и оба сына. Родственники все чаще заставали его во хмелю. Он сблизился со своими бывшими однокашниками, которые, увы, уже практически потеряли себя как художники, начал отдаляться от верных друзей. Выкарабкаться из этого состояния помогли его природный талант и тяга к искусству, а также маленькая дочка Лидия.

«Музыка карандаша»

В 1877 г. Иван Иванович навестил в Елабуге старую мать; оставался он там недолго, но объехал по своей привычке окрестности, которые, как это всегда бывало с юных лет, привели его в восторг. Зимой того же года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой, вскоре превзошедшей своим талантом других его учеников, которых у Ивана Ивановича было уже немало - многие молодые художники приходили к нему за советом и показывали свои работы.

Ольга Антоновна с самого начала тщательно выполняла все его указания - например, требование писать и рисовать с фотографий, а на следующий год примкнула к кружку молодежи, собиравшемуся вокруг Шишкина. Все начинающие художники работали не покладая рук, но за Ольгой Антоновной никто не успевал: у нее сразу после зимних подготовительных работ появилась та «музыка карандаша», которая, как говорил Иван Иванович, не имела себе равных; в ее рисунках сразу сказался будущий мастер. Жажда творчества в этой красивой талантливой девушке помогла заново ощутить вкус к жизни и самому пейзажисту.

Летом 1880 г. Шишкин обручился с Ольгой. По воспоминаниям племянницы художника, «после свадьбы дом Ивана Ивановича скоро приобрел репутацию самого симпатичного дома. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах. Все веселились от души, без стеснения, стараясь придумать только что-нибудь особенно остроумное или смешное, и Иван Иванович всех вызывал на это, представляя сам то заезжего фокусника, то итальянского тенора без голоса, то, наконец, танцуя с дочерью».

Здесь, в «симпатичном доме», у супругов родилась дочь Ксения. И здесь же художника ждал второй удар – спустя всего полтора месяца после родов Ольга скончалась.

Заменить малышке мать решилась Виктория Ладога, сестра умершей Ольги. Она жила в семье Шишкиных до конца его дней, заботясь не только о племяннице, но и о самом художнике и его дочери от первого брака.

«Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли», – писал Иван Иванович. До конца жизни Шишкин больше не женился. В память Ольги он издал альбом ее лучших рисунков.

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно