В сталинскую эпоху именно в КБ тюремного типа создавали новые виды техники и вооружений. Их разговорное название «шарашка» произошло от выражения «шарашкина контора», обозначавшего в годы нэпа какую-либо несерьёзную организацию. Но в КБ, подчинявшихся НКВД, всё было более чем серьёзно.
Дмитрий Григорович
Авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям
Возглавил самое первое КБ закрытого типа, организованное в декабре 1929 г. в Бутырской тюрьме. Перед заключёнными поставили задачу - «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов». «В кратчайший срок» - означало «к весне». Группа создала истребитель И-5, первый прототип которого назвали ВТ-11 (ВТ - «внутренняя тюрьма»). Он поднялся в небо 29 апреля 1930 г., а в августе был запущен в серийное производство. И-5 стоял на вооружении ВВС около 9 лет.
Конструкторов Д. Григоровича и Н. Поликарпова (его вклад не менее значим) после этой работы выпустили на волю.
Андрей Туполев
Авиаконструктор, академик АН СССР
Был арестован 21 октября 1937 г. Находясь в заключении, работал в закрытом ЦКБ-29, которое получило название «туполевская шарага». В годы войны в нём трудились 17 главных авиаконструкторов, а вместе с вольнонаёмными сотрудниками - 1,5 тыс. человек. В ЦКБ-29 разработаны самолёты Пе-2 и Пе-3, ДВБ-102 и легендарный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2.
Приговорён к 15 годам, но с началом войны оссввообождён.
Сергей Королёв
Инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики
Его звёздный час выпал на послесталинские годы, но маховик репрессий прошёлся по нему сполна. Королёв был арестован 27 июня 1938 г. по доносу. Осуждён на 10 лет. Провёл 8 месяцев на Колыме, был возвращён в Москву и направлен в «туполевскую шарагу». Под руководством Туполева участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Затем его перевели в ОКБ-16, где он работал над ракетными двигателями. В 1943 г. Королёв стал главным конструктором группы реактивных установок, а в 1946 г. - главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного для разработки баллистических ракет дальнего действия.
Освобождён в 1944 г., полностью реабилитирован в 1957 г.
Лев Термен
Инженер, изобретатель
Стал известен после изобретения электромузыкального инструмента терменвокса в 1920 г. Арестован в 1939 г., обвинялся в подготовке убийства Кирова. Около 8 лет проработал в «туполевской шараге» (Королёв был его ассистентом). Создавал подслушивающие системы и устройства - например, считывающие вибрации стекла в окнах прослушиваемых помещений. Одно такое устройство было вмонтировано в деревянное панно, подаренное послу США Авереллу Гарриману, - он повесил его в своём кабинете. «Жучок» обнаружили лишь спустя 7 лет, но принцип его действия долго оставался неразгаданным.
Лев Термен был реабилитирован в 1947 г., но продолжал работать в закрытых КБ.
Валентин Глушко
Инженер, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения
Арестован в марте 1938 г. Сначала трудился в шарашке при Тушинском авиамоторном заводе, где разрабатывал газогенератор для двигателя быстроходной морской торпеды. В 1940 г. переведён в Казань, где при авиационном заводе была организована спецтюрьма ОКБ-16, или «шарага по ракетным двигателям». Под руководством Глушко инженеры занимались разработкой авиационных моторов, в том числе реактивных.
Работы по созданию первого реактивного авиадвигателя (РД-1) были признаны успешными, и Берия предложил Сталину освободить 35 особо отличившихся специалистов ОКБ-16. В августе 1944 г. Глушко вышел на свободу.
Яков Фишман
Учёный-химик
В 1940 г. приговорён к 10 годам лагерей. В заключении работал по специальности в одной из шарашек при НКВД. Группа под его руководством разработала новую модель противогаза.
В 1955 г. был полностью реабилитирован и восстановлен в партии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть