1550

Экипаж «Бостона». Как авиаторы собрали денег и приобрели себе самолет

"Аргументы и факты" в Беларуси № 26. Правда важнее жажды 30/06/2020
Один из лучших в советской авиации бомбардировщик «Бостон»
Один из лучших в советской авиации бомбардировщик «Бостон» / Фото из архива / Фото из открытых источников

С легендой белорусской журналистики Григорием Васильевичем Булацким меня свела счастливая судьба еще в студенческую пору в БГУ им. В. И. Ленина. Это было в начале 60-х годов ХХ столетия.

Первое знакомство с деканом отделения журналистики было настолько впечатляющим, что я до сих пор помню эту встречу.

«Решили стать журналистом?» - спросил он. И тотчас сам ответил на этот вопрос: «Это как в бою… Вы всегда будете только на передовых позициях». И добавил: «Слабым здесь делать нечего…»

Легендарный экипаж, в составе которого был Г. В. Булацкий, совершил более 80 боевых вылетов во время войны.
Легендарный экипаж, в составе которого был Г. В. Булацкий, совершил более 80 боевых вылетов во время войны. Фото: Из личного архива

 

Профессия - авиатор

К декану у меня было еще и особое личное отношение, так как я уже знал, что он в прошлом сродни моей профессии - авиатор.

…Родился Григорий Васильевич Булацкий в небольшой белорусской деревне Мочулки недалеко от Бобруйска, на Могилёвщине. Окончил «десятилетку» еще до войны - в 1939-м. Получив среднее образование, поступил в БГУ на исторический факультет. Но учиться там не довелось - за два года до начала Великой Отечественной войны его призвали в армию и через некоторое время направили в Мелитопольское авиационное училище штурманов. Один из последних выпускных экзаменов здесь был назначен на 22 июня 1941 года.

С мыслью о скорой отправке на фронт пришлось распрощаться: большинство курсантов-выпускников направили на Дальний Восток. Милитаристская Япония находилась в союзе с гитлеровской Германией и в любое время могла начать боевые действия. Поэтому приходилось думать об укреплении восточных рубежей Советского Союза. Однако, понимая необходимость таких мер, многие всё же пытались любыми способами добиться отправки на фронт.

«Здесь тоже фронт»

251-й авиационный полк, куда прибыл штурман Булацкий, входил в состав тяжёлой бомбардировочной авиации страны. Личный состав полка, так же как и вновь прибывшие выпускники военного училища, горел желанием как можно скорее попасть на фронт.

Но на все просьбы об отправке их экипажа в район боевых действий ответ был один: «Здесь тоже фронт!». Милитаристская Япония от открытых угроз напасть на Советский Союз перешла к провокациям на границе. Войскам нужно было находиться в постоянной боевой готовности. Это в большей степени касалось авиаторов. Но желание быть на западных рубежах Родины, где фашистская Германия свирепствовала на оккупированных территориях, крепло изо дня в день.

Фото: Из личного архива

 

Свой самолет

Как-то раз в руки Григория попала одна, а затем другая газета, где подробно описывались патриотические поступки супругов Бойко и колхозника Феропонта Головатого, которые на собственные сбережения прибрели боевую технику. В первом случае это был танк, во втором - самолёт. И Григория осенило: «А что, если самим попробовать приобрести самолёт?». Поддержали его и в экипаже. Сообща составили текст телеграммы на имя Верховного главнокомандующего. Довольно скоро их всех вызвали в штаб полка и зачитали текст ответной телеграммы из Москвы. Кратко: «Ваше желание будет исполнено».

Оставалось собрать необходимую денежную сумму и отправить на специальный счет. Хотя и не без труда, но все это было сделано в короткий срок. Экипаж откомандировали в запасной авиаполк, который находился недалеко от линии фронта. Ему достался один из лучших в советской авиации бомбардировщик «Бостон». Когда экипаж хорошо освоил «Бостон», его тотчас отправили на фронт. Это был 452-1-й бомбардировочный авиационный, входящий в состав 218-й бомбардировочной авиадивизии 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта.

Боевые будни

Боевое крещение не заставило себя долго ждать. На железнодорожной станции «Жмеринка» скопилось большое количество техники и живой силы противника. Разбомбить её было приказано эскадрилье, в которую и был зачислен экипаж Ульянова. Поднялись в небо ночью. Знали, что в это время противник меньше всего ожидает налёта «краснозвёздных» машин. По небу заскользили зловещие пики вражеских прожекторов. Фашисты открыли шквальный огонь из зенитных орудий. Командир экипажа энергично выполняет противозенитный маневр и выводит боевую машину из опасной зоны. «На боевом!» - докладывает штурман Булацкий. Теперь - ни на сантиметр в сторону. Бомбы были сброшены точно в цель, над которой тотчас взметнулось сплошное море огня.

Более 80 боевых вылетов совершил этот легендарный экипаж. Полёты проходили, как правило, всегда успешно. И всё же не обошла их стороной и трагическая развязка.

Ночной полет

Это произошло в Венгрии. На одной из железнодорожных станций шла разгрузка прибывших туда эшелонов с большим количеством техники и солдат вермахта. В этом районе фашисты готовили контрнаступление. Был дан приказ нанести массированный бомбовый удар силами всего полка.

Взлетали в первой тройке. Полёт проходил и на этот раз в ночных условиях. Бомбардировщик, набрав высоту, некоторое время шел вдоль линии фронта, затем развернулся на девяносто градусов и взял курс к цели. Сотни лучей взметнулись вверх, но было поздно. Зенитки открыли ураганный огонь. Лучи прожекторов метались по небу, ища свою жертву. Самолёт уверенно держал заданный штурманом курс. Вдруг слева что-то со звоном треснуло. Острая боль ударила в спину Григория и током прошла по всему телу. В кабину ворвался поток воздуха. Снова рядом раздались взрывы. Теперь обожгло ноги.

Бомбардировщик швырнуло в сторону. Угрожающе стала падать высота. Едва дотянув до нейтральной полосы, бомбардировщик пошёл на посадку. Рассчитывали на лучшее: свои быстрее придут на помощь. Но всё оказалось не так, как хотелось. Фашисты первыми бросились к самолёту, неуклюже прыгающему по изувеченному снарядами полю. Командир начал вести прицельный огонь из кабины самолёта. К счастью, с другой стороны поляны показались красноармейцы. Пехотинцы стремительным броском и сильным огнем заставили фашистов отступить в ближайший лес. Оказав первую помощь тяжелораненому штурману, красноармейцы тотчас отправили его в полевой госпиталь. Только на третьи сутки Григорий Булацкий пришел в себя. И благодаря сильной воле, мужеству и огромному желанию снова встать в строй уже через короткое время он смог вернуться в свою часть.

…После окончания Великой Отечественной войны младший лейтенант Григорий Булацкий по состоянию здоровья был уволен из рядов советской армии в запас. Сейчас в память об этом замечательном человеке учредили премию им. Г. В. Булацкого «За служение своему народу».

Виктор ТЕЛЯКОВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно