8509

Бизнесмен, министр и соседка из очереди. Прототипы легендарных плакатов

15 сентября 1961 года американский Конгресс принял резолюцию, в которой бизнесмен Сэмюэл Уилсон официально признавался прототипом известного образа — Дяди Сэма. «Дядюшка Сэм» (и лицо позировавшего для него художника) стал символом не только Соединённых Штатов, но и плакатного искусства в целом. К этой дате АиФ.ru собрал информацию о людях, которые стали прототипами персонажей легендарных плакатов.

«Дядя Сэм»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Год создания: 1917.
  • Автор: Джеймс Монтгомери Флагг.
  • Прототипы персонажа: бизнесмен Сэмюэль Уилсон и сам художник.

Со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, кто такой Дядя Сэм. Существует распространённая версия появления персонажа, но за давностью лет никто уже не может привести аргументов ни за ее правдивость, ни против. Легенда гласит: во время англо-американской войны 1812 года Сэмюэл Уилсон, бизнесмен из города Трой, штат Нью-Йорк, поставлял американской армии провизию в бочонках. Они были помечены буквами U. S., сокращённо United States. Но среди американских солдат распространилась байка о щедром Дяде Сэме (Uncle Sam). Впоследствии, когда «Дядя Сэм» уже был вековой легендой, плакат с ним стал делать Джеймс Монтгомери Флагг. Подлинность портретов Уилсона вызывала вопросы, поэтому образ художник частично срисовал с себя.

«Военный министр»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Год создания: 1914.
  • Автор: Альфред Лид.
  • Прототип персонажа: Лорд Гораций Герберт Китченер.

Образ военного министра, призывающего вступить в армию в трудные для отечества годы (Первая мировая война), буквально напрашивался на патриотические плакаты начала войны. К началу Первой мировой английская армия численно уступала потенциальным противникам, в том числе из-за отсутствия всеобщей воинской повинности. Заступивший на пост министра Китченер был в Англии личностью легендарной, он прославился при подавлении восстаний в африканских колониях.

Но главное достижение Китченера на посту военного министра — резкое увеличение численности армии метрополии. Именно он был горячим сторонником всеобщей воинской повинности, которая была введена в Соединённом королевстве уже в ходе войны. Более того, Китченер обладал внешностью типичного для тех лет военного. К примеру, этот тип усов в Англии до сих пор именуют «военными» (military moustache). Поэтому для художника, перед которым стояла задача создать плакат, призывающий добровольцев в армию, Лорд Гораций Китченер был самым естественным выбором, так как подходил по образу и изображал в данном случае самого себя. Плакат со временем стал каноническим, породил десятки подобных в разных странах в разные времена. Сам же Китченер до победного конца войны не дожил — он погиб на крейсере, натолкнувшемся на немецкую мину.

«Ты записался добровольцем?»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Год создания: 1920.
  • Автор: художник Дмитрий Моор (Орлов).
  • Прототип персонажа: (предположительно) сам художник.

Наиболее известный в странах бывшего СССР плакат, «вдохновлённый» теми самыми изображениями лорда Китченера и «дядюшки Сэма». Плакат появился в самом конце Гражданской войны и призывал вступить в ряды Красной Армии. Дмитрий Моор (настоящая фамилия — Орлов, рисовал также под псевдонимом Дор) к этому моменту был уже знаменитым и плодовитым художником-агитатором, автором множества плакатов, сделанных по заказу Политуправления Реввоенсовета.

Плакат «Ты записался добровольцем?» (пожалуй, самая известная работа Моора) появился в конце Гражданской войны. К тому моменту образ указующего пальцем в добровольца сурового бойца или офицера использовался во всех странах. Даже у главного противника — белогвардейцев (у Вооружённых сил Юга России) — был похожий плакат. Но, в отличие от англичан, художник не стал изображать лидеров государства. «Железных» доказательств тому, что Моор срисовал бравого красноармейца с самого себя, нет. Это лишь версия, но внешне черты красноармейца действительно напоминают лицо автора плаката.

«Родина-мать зовёт!»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Год создания: 1941.
  • Автор: Ираклий Тоидзе.
  • Прототип персонажа: Тамара Тоидзе.

Плакат появился в самое тревожное для СССР время — в июне 1941 года. На патриотическом подъёме тогда создавалось большое количество плакатов и песен, призванных вдохновить воинов на борьбу с опаснейшим врагом. Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе к тому моменту прославился как иллюстратор — в частности, создавая рисунки для поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Естественно, как и другие художники, писал он и на политические темы (в частности, создал картину «Молодой Сталин читает поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»).

Плакат «Родина-мать зовёт» заслуженный (к началу войны — сорокалетний) художник Тоидзе создаёт через несколько дней после вторжения немецких войск. При этом считается, что саму строку «Родина-мать» Тоидзе взял из стихотворения своего любимого поэта Андрея Белого, а в качестве модели использовал свою жену Тамару. Несмотря на то, что прототипом стала грузинская женщина, художник старался добиться такого эффекта, чтобы каждый солдат, вне зависимости от национальности, мог разглядеть на плакате черты своей мамы. В итоге получился один из самых знаменитых и узнаваемых плакатов за всю историю СССР и России.

«Не болтай!»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Время создания: начало войны.
  • Автор: Нина Ватолина и Николай Денисов.
  • Прототип персонажа: соседка художников.

Созданный в начале Великой Отечественной войны плакат призывал население и армию хранить как военные, так и производственные секреты в тайне в любых условиях — даже дома. В военное время такие призывы появлялись всегда и в любой стране. В данном случае плакат был заказан паре уже опытных к тому моменту художников — Нине Ватолиной и её мужу Николаю Денисову. За образом строгой женщины в буквальном смысле слова не пришлось далеко ходить. Ватолина часто стояла в очереди в булочную со своей соседкой. Строгое лицо женщины идеально подходило под рисунок для плаката — оно было уникальным, но при этом несло типические черты многих женщин. Сочетание индивидуальности с универсальными чертами понравилось художникам, став на долгие годы одним из графических символов тревожного времени.

«Дойдём до Берлина», «Красной Армии — слава!»

Фото: Commons.wikimedia.org
  • Год создания: 1944 и 1945.
  • Автор: Леонид Голованов.
  • Прототип персонажа: Герой Советского Союза снайпер Василий Голосов.

До Великой Отечественной автор ряда знаменитых плакатов, художник и график Леонид Голованов преподавал в художественном и архитектурном ВУЗах. Однако после начала войны Голованов стал автором целого ряда знаменитых плакатов и рисунков. Самые знаменитые работы художника были созданы уже во второй половине войны. Уникальна история создания двух из них — «Дойдём до Берлина» и «Красной Армии — слава!».

«Дойдём до Берлина» по настроению резко отличается от плакатов начала войны, к тому моменту советские войска уже разгромили существенные силы гитлеровцев и успешно наступают в западном направлении. Для создания плаката было решено использовать конкретного бойца —в тот момент всесоюзно известного снайпера Василия Голосова. Уроженец Тульской области Голосов был знаменитым снайпером. Он лично уничтожил более 400 фашистов, командовал легендарной снайперской ротой. При этом Голосов изображён с погонами рядового, хотя был в звании лейтенанта.

Внешность Голосова так нравилась художнику и Политуправлению, что он был изображён сразу на нескольких плакатах. Уже после окончания войны Голованов рисует продолжение «Дойдём до Берлина» — плакат, на котором тот же солдат (уже с погонами младшего лейтенанта, орденом Великой Отечественной войны и медалями) стоит на фоне стены (предположительно Рейхстага) и того самого плаката 1944 года.

Плакат «Красной Армии — слава!» также стал легендарным. Однако судьба самого прототипа, Василия Голосова, сложилась трагично. Легендарный снайпер не дожил до славы плакатов со своим изображением — он погиб в августе 1943 года.

Инна Киреева

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно