4209

Ас страны Советов. Трудная жизнь легендарного Ивана Кожедуба

Иван Никитович Кожедуб, 1980 г.
Иван Никитович Кожедуб, 1980 г. / Василий Малышев / РИА Новости

​В марте 1990 года на трибуну III внеочередного Съезда народных депутатов вышел мужчина в маршальском мундире. С первых же его слов представители так называемого демократического движения стали недовольно гудеть.

«Старый человек, манерой говорить напоминающий незабвенного Леонида Ильича»

«Мы с глубокой болью и тревогой видим, как усиливаются попытки экстремистских, антисоветских сил расколоть единство нашего многонационального государства, искусственно посеять вражду между народами, демонтировать социалистические завоевания, создать хаос в стране, подорвать доверие к Коммунистической партии Советского Союза, разрушить основы советского строя, — говорил с трибуны военный. — Пора переходить в наступление против контрреволюционных сил. Промедление смерти подобно... Нас не могут не беспокоить усиливающиеся нападки на наши Советские Вооруженные Силы, стремление очернить их, вбить клин между армией и народом. При молчаливом согласии отдельных руководителей страны в средствах массовой информации не прекращаются попытки оклеветать, облить грязью».

То выступление будущий мэр Петербурга Анатолий Собчак охарактеризует так: «Старый человек, манерой говорить напоминающий незабвенного Леонида Ильича, отставной маршал авиации зримо напомнил времена, которые, казалось, навсегда ушли в прошлое...».

«Старым человеком», на которого гудели силы, считавшие себя «прогрессивными», был трижды Герой Советского Союза, прославленный летчик Иван Кожедуб.

Полного торжества сил, против которых он выступал на Съезде, Кожедуб не увидел — он умер 8 августа 1991 года, буквально накануне катастрофы. Возможно, переживания за страну раньше срока свели его в могилу. Ведь легенде советской авиации был 71 год, возраст солидный, но не самый преклонный.

Пятилетний «сторож»

Он родился 8 июня 1920 года в деревне Ображеевка Сумского уезда, в бедной крестьянской семье. Так принято считать, хотя сам Кожедуб говорил, что родился в 1922-м, а возраст себе прибавил позже, чтобы приняли в техникум.

Отец закалял характер младшего сына, уже в пять лет отправляя его сторожить ночью сад. Повзрослев Иван спросил отца: зачем? Разве мог бы пятилетний мальчонка остановить воров? Кожедуб-старший, усмехнувшись, заметил, что не в ворах было дело — так он приучал Ваню к трудностям жизни.

В 14 лет Иван окончил неполную среднюю школу и поступил в химико-технологический техникум. Как и многие его сверстники, Кожедуб восхищался летчиками. Записавшись в аэроклуб, он освоил полеты на У-2. В 1940 году Кожедуба призвали в Красную Армию. Навыки, полученные в аэроклубе, определили будущую военную специальность — новобранца направили на обучение в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Иван Кожедуб.
Иван Кожедуб. Фото: Commons.wikimedia.org

Неудачное начало

После ее окончания Кожедуба как одного из лучших выпускников оставили в школе в качестве инструктора.

С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в Казахскую ССР, в Чимкент. Курсанты за строгость и требовательность прозвали своего наставника «Триждыдубом». Но его это мало волновало. Куда больше Кожедуб переживал, что его рапорты об отправке на фронт отклоняются.

«Добро» он получил только в ноябре 1942 года. Ивана откомандировали в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк. В части пришлось переучиваться на новый истребитель Ла-5. Кожедубу казалось, что новую технику он освоил хорошо, но первый же бой едва не стал для него последним.

Весной 1943 года полк бросили в бой на Воронежском фронте. Ла-5 Кожедуба получил повреждения от огня «мессершмитта», самого летчика от гибели спасла только бронеспинка кресла. В довершение всего при возвращении на аэродром он попал под огонь советских зениток. Изрешеченный самолет удалось посадить, но восстановлению он не подлежал. 

Лишившемуся «боевого коня» пришлось летать на тех машинах, которые были свободны на тот момент. «Неудачника» вообще собирались перевести служить на пост оповещения. В общем, история лейтенанта «Кузнечика» из фильма «В бой идут одни старики» была чем-то похожа на судьбу Иван Кожедуба. Командир полка счел, что списывать пилота со счетов рано, и позволил продолжать участие в боевых вылетах.

Иван Кожедуб.
Иван Кожедуб. Фото: Commons.wikimedia.org

От первого сбитого до первой «Звезды»

Свой первый вражеский самолет, бомбардировщик Ю-87, Иван Кожедуб сбил 6 июля 1943 года на Курской дуге. Это был его 40-й боевой вылет. И после этого словно прорвало, словно пришла уверенность в своих силах — 7 июля он сбил вторую вражескую машину, а 9 июля пополнил счет двумя вражескими истребителями.

4 февраля 1944 года Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. Он постоянно анализировал проведенные бои, выискивал свои ошибки, изучал тактику противника, искал в ней изъяны.

«Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», — так, по словам самого Кожедуба, должен выглядеть идеальный воздушный бой.

За годы войны ему пришлось сменить шесть «лавочкиных», но ни разу он не бросал своих самолетов, доводя их до посадки, пускай разбитых и израненных.

Реактивный «трофей»

В отличие от немецкого аса Эриха Хартманна, считавшего нецелесообразными схватки с равными по силам противниками, Кожедуб никогда не боялся схваток с матерыми волками Геринга. Не один гитлеровский «охотник» закончил свою биографию после встречи в небе с «лавочкиным» советского летчика.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Тогда же он получил вторую «Золотую Звезду» Героя за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В сентябре 1944 года Кожедуб и его товарищи сошлись с немецким «охотниками» в небе над Польшей. После нескольких дней «дуэлей» счел был 12:2 в пользу советских летчиков. В результате немцы свернули активные воздушные действия на данном направлении.

19 февраля 1945 года на Одером Кожедуб в паре с Дмитрием Титоренко обнаружили неизвестную немецкую машину, за которой «лавочкины» с трудом поспевали. Нашим удалось подкрасться к противнику сзади, и Кожедуб сбил незнакомца. Это был реактивный Me-262, последнее чудо техники Рейха, превратившийся в очередной трофей советского героя.

Иван Кожедуб во время корейской войны с летчиками 324-й дивизии.
Иван Кожедуб во время корейской войны с летчиками 324-й дивизии. Фото: Commons.wikimedia.org

Корейская командировка

Последний бой Великой Отечественной Кожедуб провел 17 апреля 1945 года над Берлином. В нем он сбил два гитлеровских «фокке-вульфа 190». Всего на счету гвардии майора Кожедуба оказалось 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, в которых он сбил 62 самолета противника.

Сам летчик признавался, что были еще и два американских «мустанга» Р-51. Американцы погнались за ним, приняв его за немца. Когда стало ясно, что разубедить союзников не получается, Кожедуб принял бой, одержав в нем победу.

18 августа 1945 года Иван Кожедуб стал трижды Героем Советского Союза.

В 1951 году летчик, окончивший к тому времени Военно-Воздушную академию и освоивший реактивный МиГ-15, получил новое назначение. Кожедуб стал командиром 324-й истребительной авиадивиизии в составе 64-го истребительного авиакорпуса. Корпус выполнял задачу по прикрытию армии КНДР и и китайских частей в ходе Корейской войны. За то время, что Кожедуб, действовавший под псевдонимом «Крылов», занимал пост комдива, лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин и 9 пилотов.

Свидетели утверждали, что боевые вылеты совершал и сам трижды Герой Советского Союза. Но о том, сколько личных побед одержал он над американцы, сведений нет.

Китель трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба в Центральном музее Вооруженных сил РФ.
Китель трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба в Центральном музее Вооруженных сил РФ. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Герой и стервятники

После окончания академии Генштаба Кожедуб командовал 76-й воздушной армией, был заместителем командующего ВВС МВО. Сам он летал на реактивных истребителях до 50 лет.

Интриговать он не умел, часто говорил то, что думал, и, возможно, поэтому на самые высокие посты не поднялся. Звание маршала авиации Кожедубу присвоили только к 40-летию Победы, когда он уже семь лет состоял в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР, то есть, по сути, на военной пенсии.

Иван Никитович много повидал на своем веку, и те процессы, которые развивались и в стране, и в армии при Горбачеве, его сильно тревожили. Выступление на Съезде стало попыткой хоть как-то повлиять на происходящие. Но те, кто готовился получать новые должности в независимых государствах и делить народную собственность, не испугались. Они были уверены, что сила за ними, а не за трижды Героем Советского Союза.

К сожалению, они оказались правы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно