1380

Гений трех искусств. Молчание и слова любви Олега Ефремова

"Аргументы и факты" в Беларуси № 07 14/02/2017

Легендами была окутана и вся его жизнь, в том числе личная. Сегодня вряд ли кто-то возьмется точно сказать, сколько сердец он успел разбить. Однако, когда самого актера и режиссера спросили, что для него значат женщины, он ответил: «К сожалению, не главное…»

Женат на работе

Главной страстью Ефремова, которую он не променял бы ни на что на свете, всю жизнь оставалось искусство: театр и кино. Он никогда не ставил семью на первое место и больше всего внимания уделял работе. Возможно, поэтому все его романы заканчивались так же внезапно, как и начинались.

А влюбчивым Олег был с детства: первое чувство настигло будущего актера еще в школе. Маленькую «роковую женщину» звали Таня Ростовцева, она была на два года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание своей дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом роман закончился, не успев начаться. Кстати, Таня Ростовцева, повзрослев, вышла замуж за Юрия Никулина.

Вырос Олег Ефремов в большой московской коммуналке на Арбате и сразу после войны пошел сдавать экзамены в школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но некрасивый восемнадцатилетний юноша умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза.

Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе со своими однокурсниками поклялся ему в вечной верности. Для пущей торжественности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Ефремов оставался верен ей до конца своих дней.

Музыку к фильму «Три тополя на Плющихе» Пахмутова написала «ради прекрасных глаз» Ефремова. Фото: АиФ

Олег ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в своем дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания школы-студии его не взяли туда даже статистом. Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр. И вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей.

Система Станиславского, которой Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, к тому времени стала немодной в театральных кругах, но верный своей клятве актер нашел единомышленников среди учеников школы-студии МХАТ. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

Хватило взгляда

Еще в годы учебы в школе-студии МХАТ Ефремов влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но она вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал свое сердце однокурснице Лилии Толмачевой и вскоре на ней женился. Позже Лилия рассказывала, что опытному Олегу не составило большого труда очаровать ее - девчонку, приехавшую из провинции. Сам Олег только после свадьбы понял, что совсем не готов к серьезным отношениям.

Жили молодые вместе с родителями Олега в одной комнате, перегороженной шкафом. Виделись только по вечерам, а днем у каждого были свои дела. Их союз, по сути, был обречен с самого начала: отношение супругов к семье, к дому было абсолютно разным. Брак продлился всего шесть месяцев. Но сведущие люди утверждают, что в 1957 году, через пять лет после развода, Ефремов создал «Современник» в том числе и ради Лилии…

В кино одной из самых популярных ролей Ефремова стала роль таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе». Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать музыку к ленте, пока не увидела уже отснятые кадры: героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова ее слушал. Актер смотрел так, что его взгляд, как будто из глубины души, вдохновил Пахмутову написать музыку. Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным во всем фильме.

«Он часто молчал в кино. Ничего лучше этого молчания невозможно себе представить - ни у кого. Он гениально смотрел на женщин в кино, гениально улыбался. Молчание, улыбка, взгляд на женщину - если судить по Олегу Ефремову, то владение этими тремя искусствами отличает гениального актера от просто великого», - говорили о нем.

Фото: АиФ

В ту пору, когда Ефремов стоял у истоков создания «Современника» и был чертовски талантлив и обаятелен, молодые актрисы влюблялись в него одна за другой. Этой участи не избежала и Галина Волчек.

Но, что интересно, именно она позже познакомила его с Ириной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Мазурука. Они с Ефремовым прожили три года, не расписываясь. У них родилась дочь Анастасия.

Уже став взрослой, она признавалась, что ее матери жилось с Олегом очень тяжело: «Девяносто пять процентов времени отец проводил в театре, а пять процентов оставались на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни. Уж во всяком случае, не с такой женщиной, как моя мама, которая требовала от мужчины большого внимания и бешеной любви…»

Маленькой Насте было три года, когда «ячейка общества» перестала существовать. Ирина тогда попыталась покончить с собой: перерезала себе вены на руках и горле. Ее спасли. Чтобы скрыть шрамы, она всю жизнь потом носила множество серебряных браслетов.

Карусель романов

Наверное, самым бурным и ярким романом Ефремова была связь с Ниной Дорошиной. Она была влюблена в Олега без памяти. Их знакомство состоялось на съемочной площадке картины «Первый эшелон». Правда, Дорошина быстро поняла, что Ефремов - не тот человек, который подойдет для крепкой счастливой семьи.

После расставания с Ефремовым Нина приняла ухаживания влюбленного в нее Олега Даля и дала согласие выйти за него замуж. В день свадьбы их пришел поздравить Ефремов. Он усадил актрису к себе на колени и пошутил: «Замуж ты выходишь за одного Олега, а любишь другого». На следующий день Даль подал на развод и даже хотел вызвать Ефремова на дуэль, но вскоре успокоился. До конца жизни Ефремов повторял, вспоминая о Нине Дорошиной: «Как я любил эту женщину!»

Была в судьбе Ефремова и связь с сердцеедкой Анастасией Вертинской. Они познакомились на гастролях в Ташкенте. Олег был сражен красотой молодой актрисы и однажды, рискуя жизнью, залез к ней в номер по стене, после чего вдохновенно прочел монолог Сирано де Бержерака.

Их называли самой гармоничной и красивой актерской парой, и ни одного дня они не могли прожить без встречи. Обеспеченная, привыкшая к красивой жизни Анастасия желала, чтобы возлюбленный соответствовал ей во всем. Поэтому она старалась простого парня Ефремова превратить в стильного и элегантного «светского льва»: сделала ремонт в его квартире, купила мебель. Вертинская надеялась не только выйти замуж за Олега, но и стать его примой, главной актрисой в театре. Но Ефремов ничего не предпринимал, и Анастасия ушла от него.

Последний счастливый союз Ефремова был с Аллой Покровской. Они поженились в 1962 году. Покровская родила сына Михаила и надеялась, что актер наконец-то остепенится. Аллу он любил по-настоящему и какое-то время был верным мужем. Но, когда Михаил начал подрастать, Покровская начала замечать, что Ефремов стал задерживаться в театре. Знакомые подлили масла в огонь - рассказали ей, что Олег давно крутит романы на стороне. Алла подала на развод.

Ефремов очень тосковал по ней. Он хотел, чтобы Покровская вернулась к нему, в последние дни жизни часто звал ее, но Алла смогла приехать только на похороны актера…

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно