26772

Тапёр ХХI века. Озвучивать кино – особое искусство

№ 20 от 19 мая 2010 года 19/05/2010

Но при всем бешеном ритме кинопроизводства и огромном количестве фильмов, которые ежегодно выплескиваются на экраны, пережевываются как жвачка и моментально забываются, немое черно-белое кино - как вино, которое с годами приобретает более утонченный и изысканный вкус. Вкус, который невозможно забыть. А помогает в этом киногурманам уникальный человек - музыкант Арсений Трофим из Санкт-Петербурга, который стал инициатором создания проекта «Современный тапёрский кинозал». Путешествуя по разным городам, Арсений во время киносеансов шедевров немого кинематографа сам же озвучивает показы своей музыкой.

«Оживляет» картины тапёр, используя в качестве инструмента как механическое пианино, так и «синтетические» звуки, извлекаемые при помощи синтезатора. Как профессиональный музыкант и звукорежиссер кино, он способен гармонично соединить звук и изображение. Под его чутким «тапёрским» руководством немой фильм получает новую жизнь...

- Арсений, а как возникла такая неожиданная идея: стать современным тапёром?

- У меня за плечами 10 лет музыкальной школы, отделение джазово-академического фортепиано в Архангельском музучилище. Джазовое образование дало мне понятие импровизации, создание каких-то движений, ходов. Много новых знаний дала мне учеба в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения: я по профессии звукорежиссер. Когда изучал историю кино, подумал, что мое образование и композиционные возможности могут найти реализацию именно в периоде немого кино, когда было создано немало шедевров кинематографа. Отсутствие музыкального оформления в картинах стало широким полем для экспериментов. Мне интересно само кино и интересно с ним работать - это хорошая возможность реализоваться.

- Что необходимо для того, чтобы стать тапёром?

- Заблуждение, что любой, кто умеет играть на пианино хоть чуть-чуть, тоже может быть тапёром. Это сложная профессия. История сохранила имена лишь тех тапёров, которые добились успеха за пределами кинозалов. Например, молодой Дмитрий Шостакович играл во время сеансов в нынешних питерских кинотеатрах «Аврора» и «Родина».

Главная ценность в искусстве тапёра - это точное попадание в экранную ткань, способность вызвать сопереживание картине в реальном времени. Если зритель, сидя в кинозале, забывает, что доносящаяся музыка не «вросла» в киноленту при монтаже, что она идет не с экрана, а проигрывается здесь, в этом зале, вживую, - значит, цель достигнута.

- Какие фильмы можно увидеть на ваших показах?

- Только те, которые признаны мировым киносообществом как достояние человечества, потому что одна из задач проекта - просветительская. В коллекции собраны картины от первого полнометражного анимационного фильма в истории мирового кино - «Приключения принца Ахмеда» - до самой скандальной картины того времени - «Андалузский пес», снятой по сценарию  - Сальвадора Дали режиссером Луисом Бунюэлем.

- Какую музыку вы выбираете для озвучивания картин?

- Электронную интеллектуальную музыку, академическую (экспрессионизм, импрессионизм, минимализм, авангард), экспериментальную, синтез академической и электронной, неоджаз. Фантастика и сюрреализм озвучены с помощью электронных инструментов, потому что авангардное кино - передовое - и озвучивать его академическими красками, скорее всего, неправильно. А в перспективе хотелось бы расширить музыкальные средства путем включения в арсенал озвучивания электроскрипки, саксофона,  вокальных возможностей и т.п. Здесь огромное поле для фантазии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно