2364

Как театры готовятся к сезону: в РТБД ставят «Вар’ятку» и «Песнь матери»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 34. Перерыв на... программу 20/08/2019

Республиканский театр белорусской драматургии (РТБД) изначально задумывался как творческая лаборатория, продвигающая произведения современных авторов Беларуси. К намеченной цели в театре идут успешно: пьесы многих белорусских драматургов, о которых когда-то впервые узнали на читках в Центре белорусской драматургии (ЦБД) при РТБД, ставят не только в отечественных театрах, но и за рубежом.

О том, чем сейчас живет театр, какие задачи ставит перед собой и как готовится к открытию нового сезона, «АиФ» рассказала директор РТБД Светлана КАРЮКИНА.

- Светлана Валентиновна, если я не ошибаюсь, именно на вашей сцене впервые были поставлены пьесы тогда молодых, начинающих, а теперь известных во многих странах Андрея Курейчика («Пьемонтский зверь»), Дианы Балыко («Белый ангел с черными крыльями»)…

- И Андрея Иванова («Гэта ўсё яна»), который сейчас нарасхват: о нем заговорили относительно недавно. Также у нас идут три спектакля по пьесам Юлии Чернявской. На премьере постановки «Сірожа», которой мы закрывали сезон, Юлия Виссарионовна сказала, что не имеет к театру никакого отношения, на что я ей возразила (смеется).

- Как сейчас работает ЦБД?

- Не сбавляя скорости: регулярно проходят лаборатории, цель которых, как и прежде, открывать новые имена в современной белорусской драматургии. И одно из таких имен – Влада Хмель. По ее пьесе «Все нормально» в очень короткие сроки был поставлен спектакль с участием ведущей актрисы РТБД Людмилы Сидоркевич, который мы успели показать до закрытия сезона. Думаю, постановка вполне может занять место в репертуарной афише.

Судьба спектаклей

- Сколько премьер в год обычно выпускает театр?

- Как правило, четыре. Наверное, это оптимальное количество и для труппы, и по финансовым соображениям.

- А какова судьба старых спектаклей после появления новых? По какому принципу «списывают» постановки?

- Обновление репертуара – это естественный процесс. Ведь театр - живой организм. Появляются новые постановки, и с какими-то спектаклями приходится расставаться: не может быть в репертуарном театре 50 постановок одновременно (если только труппа не 100 человек и у театра не 5 сцен). Решения по этому поводу принимать очень тяжело, обсуждения происходят на художественном совете, но конечное слово и ответственность лежат на художественном руководителе.

Есть несколько причин, по которым приходится расставаться со спектаклями. Например, ограничение по количеству показов от автора; вышли из строя декорации, которые нет смысла восстанавливать из-за дороговизны; спектакль морально устарел (как это может случиться с новой драмой, например); спектакль не пользуется спросом у зрителя; актер не может играть свою роль, а возможности ввода нового артиста нет. Лично мне очень жаль, что сняли один из моих самых любимых спектаклей «Адвечная песня», потому что Игорь Сигов, игравший главную роль, сейчас очень плотно занят в Купаловском театре. Вводить другого актера не имеет смысла, потому что получится совершенно другая постановка, которую нужно будет ставить заново. Нам пришлось расстаться со спектаклем «Мабыць?» отчасти потому, что наши зрители еще не до конца поняли, что такое документальный театр, и продавать билеты на него было достаточно сложно.

- Если докудрама белорусским театралам еще непонятна, то что они полюбили?

- Успешных спектаклей в нашей афише достаточно много. Зрители, например, любят спектакль «Три Жизели», который идет уже 7 лет. На протяжении почти десяти лет популярны «Адамавы жарты». Много публики приходит на «Синдром Медеи». Но самый успешный на данный момент – спектакль «Бетон» в постановке очень интересного режиссера Евгения Корняга. Осуществить постановку в нашем театре Женю пригласил Владимир Карачевский, когда был директором РТБД. В новом сезоне мы продолжим сотрудничество. Рабочее название спектакля, который будет ставить Корняг, – «Песнь матери». Коль мы заговорили о новом сезоне, то в конце сентября состоится премьера спектакля «Вар’яткa» по пьесе Надежды Птушкиной в постановке Татьяны Троянович, и это тоже опыт работы с новым для нас режиссером.

Авторы и актеры

- Каково соотношение пьес белорусских и иностранных авторов, которые ставят в РТБД?

- По уставу РТБД белорусской драматургии должно быть не менее 80%. Пьесы попадают в театр разными путями. Как я уже говорила, часть наших авторов выросли из проектов ЦБД. Также мы проводили конкурсы пьес, благодаря которым в афише появились два спектакля – «Кар’ера доктара Рауса» по пьесе Виктора Мартиновича о Франциске Скорине и комедия «Гендарныя выкрунтасы» Андрея Курейчика. Бывает так, что режиссёр приходит со своими идеями: если есть точки соприкосновения, то сотрудничество обычно получается. 

- А новые молодые лица часто появляются в труппе?

- У художественного руководителя театра Александра Гарцуева чутье на хороших артистов: так когда-то к нам пришли талантливые ребята Артем Курень, Анна Семеняко, Андрей Новик, Максим Шишко, Гражина Быкова. В прошлом году Гарцуев обратил внимание на студента Академии искусств Влада Ноздрина: он играл в наших спектаклях по договору, пока был студентом, а сейчас как полноценный участник труппы занят в семи постановках. В нынешнем году к нам пришел Александр Никоненко, который великолепно показал себя в роли Макса в премьерном спектакле «Сірожа». Он получил много комплиментов: главное, после такого успеха не «зазвездить» (смеется). Но мне кажется, что в нашем театре нет такой проблемы, как звездная болезнь. Все актеры замечательные, скромные и большие трудяги! Я уверена, что именно так достигают больших высот в любом деле – скромностью и трудолюбием!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно