2979

Диана БАЛЫКО: Хороша история, которую можно рассказать в трех предложениях

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Весенний дым 09/04/2019
Один из спектаклей Д. Балыко (слева), «Психоаналитик для психоаналитика», был поставлен в театре Романа Виктюка.
Один из спектаклей Д. Балыко (слева), «Психоаналитик для психоаналитика», был поставлен в театре Романа Виктюка. Фото из открытых источников

Сегодня только ленивый не выпустил собственную книгу либо не написал пьесу или сценарий. Другой вопрос: все ли сии творения востребованы? Знаете ли, писать «в стол» - удовольствие сомнительное. Поэтому «АиФ» решил выяснить: можно ли в современных реалиях стать известным автором, чьи произведения нужны, важны и представляют интерес.

Наша собеседница - писатель, драматург, поэтесса Диана БАЛЫКО, которая к своей мечте шла целенаправленно и упорно, пусть и долго. Но зато она сегодня, в сорок лет, которые недавно отметила, занимается любимым делом, за которое еще и неплохо платят. Чем не мечта миллионов?

- Как ни странно, я всегда знала, что буду писателем. Хотя бы потому, что с детства училась читать собственные «книжки», - рассказывает Диана Балыко. - Моя мама, чтобы научить меня читать, брала школьную тетрадь в клеточку, делила ее на две книжицы по скобе и в них печатными буквами записывала истории, которые я сочиняла в три-четыре года. К первому классу в нашем доме собралась целая полка с моими «книгами». Именно по ним я научилась читать и с детства абсолютно серьезно считала, что буду писателем. Просто это дело времени. После окончания истфака БГУ я работала в СМИ, потом стала директором по развитию мебельной компании. Уход в мир ДСП меня несколько травмировал: казалось, я сильно отдаляюсь от своей мечты. Но мой дипломный руководитель с истфака сказала: «Не бойся: если тебе будет что сказать миру, ты все бросишь без страха, сядешь за письменный стол и напишешь. А пока ты этого не сделала, ты просто тешишь свое эго, пребываешь в иллюзиях, что тебе есть что сказать. Так что пока продавай встроенные шкафы. Время покажет». Эти слова стали вести меня по жизни. И в какой-то момент я действительно без страха отказалась от любой другой работы, кроме писательской.

Но то, что я писатель, совсем не исключает того, что, возможно, я в будущем стану ремесленником и буду лепить кувшины из глины, или освою SEO, или открою свою тренинговую школу… Жизнь удивительна и разнообразна. И я всегда говорю ей: «Да!»

Детская мечта

- Не все современные писатели имеют диплом об окончании Литинститута…

- Это было моей детской мечтой - окончить Литературный институт им. М.Горького в Москве. Я знала биографии всех советских писателей, которые в нем учились, и даже тех, кого из него выгнали за неуспеваемость. Но в 17 лет мою идею не поддержали родители, которые строго сказали: у них банально нет денег на мои поездки в Москву и мое содержание там. Так что я вынуждена была первый диплом получить «для родителей» на бюджетном отделении истфака БГУ, а в 25 лет решила, что нельзя отказываться от мечты, и отправила на творческий конкурс в Литинститут работы во всех жанрах, которые меня интересовали как писателя. Поступила сразу на 4 семинара: драматургию, прозу и два по поэзии. Выбрать надо было один. Я выбрала драматургию, потому что для меня это был самый сложный и загадочный жанр. Я плохо понимала, как в нем работать.

- И там же, в Литинституте, вы получили предложение издаваться: как это произошло?

- На доске объявлений в Литинституте я прочитала, что одно крупное издательство ищет авторов. Все студенты стояли вокруг этого объявления, присвистывали и говорили: «Держи карман шире, ищи дурака. Сейчас я пришлю им свой гениальный синопсис, они сами напишут по нему книгу и продадут миллионным тиражом. Никогда!» А я понимала, что идеи витают в воздухе и никому не принадлежат и никакой мой синопсис не может быть настолько волшебным, чтобы редактор издательства сразу сам написал по нему книгу.

У меня было много околопсихологических статей, которые я написала за годы работы в журналистике, поэтому в тот же вечер я села собирать из них книгу. Написала синопсис и отправила в издательство. Через день меня пригласили на собеседование, предложили создать авторскую серию в жанре «нон-фикшн», folk psychology, и мы подписали первый договор. После выхода моей первой серии мне поступало много предложений от других издательств, но они были неконкурентоспособны по сравнению с теми финансовыми условиями, которые были у меня в «Эксмо». Но моя история совсем не отменяет того, что свои рукописи и синопсисы нужно рассылать по издательствам очень активно, нормальная практика - если на 100 ваших писем придет только два ответа. Главное - не отчаиваться. Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

В трех предложениях

- Что нужно знать начинающему драматургу, чтобы создать пьесы, которые заинтересуют театры?

- Хороша та история, которую можно рассказать, как анекдот, в трех предложениях. И желательно - в трех лицах. То есть 120 персонажей на сцене камерного театра не просто неуместны, а даже невозможны по бюджету. Всегда востребованы чёткие жанры - комедия, драма, мелодрама. А пьеса в жанре «и тут все завертелось», «художника обидеть каждый может» или «а я так вижу» неизбежно ведет начинающего драматурга к провалу. Не надо изобретать велосипед. Важно научиться пользоваться теми инструментами, которые до вас создал Аристотель. А когда вы станете востребованным драматургом, тогда вам, возможно, просто перехочется ломать устоявшуюся систему и стоять на голове, ибо на ногах удобнее.

- Удивительная вещь: я вижу перед собой автора, произведение которого при его жизни попало в школьную программу… Как ощущения?

- В этом нет никаких моих усилий. Как и в истории с Аллой Пугачевой, когда мне просто позвонил ее юрист и сказал, что Примадонна хочет читать мои стихи на своем концерте и, если я не против, мне вышлют проект договора. Стихи можно будет услышать 17 апреля на юбилейном концерте Аллы Борисовны в Москве.

Что касается попадания в школьную программу, то профессор БГУ Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская, специалист по современной драматургии, по заказу Министерства образования составляла сборник белорусских пьес, написанных на русском языке, для курса «русская литература» для общеобразовательных учреждений. Так в число произведений по школьной программе попала моя пьеса «Белый ангел с черными крыльями». Ее посчитали достойной.

Как и в любом деле, в литературе делай как должно, и будь что будет! Литература - это огромный айсберг, и лишь один процент произведений поднимается над толщей воды забвения. Но настоящий писатель пишет потому, что не писать просто не может. Нет никаких гарантий, что гениальное произведение разойдется миллионными тиражами и писатель станет богачом. Литература - это религия. Если ты готов служить ей - пиши, а если нет - выбирай другую профессию.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно