1059

Андрей БОРЕЙКО: «Конкретной академической школы сегодня нет. Есть педагоги»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 39 26/09/2017
В оркестре 103 одаренных музыканта из 7 стран.
В оркестре 103 одаренных музыканта из 7 стран. АиФ

Сегодня перед молодыми талантами, которые хотят расти профессионально, открыты многие двери. Было бы желание.

Немало музыкантов в свое время прошли «крещение» в молодежных оркестрах, в которых имели возможность расширять творческие горизонты и совершенствовать мастерство под руководством величайших профессионалов и выступать на самых известных сценах. Дирижер с мировым именем Андрей Борейко, который в нынешнем году руководит уникальным коллективом I, Culture Orchestra, состоящим из 103 одаренных музыкантов из Польши и стран Восточного партнерства - Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины - прекрасно знает, насколько важна для молодежи именно такая проба сил.

Состав оркестра, созданного в 2011 г. Институтом Адама Мицкевича, периодически меняется, и сегодня в него входят три белорусских музыканта. «АиФ» просто не мог не спросить у Андрея БОРЕЙКО, как ему работается с нашими соотечественниками.

- Белорусы достойно выглядят на уровне оркестра, ваша страна вполне может ими гордиться, - отметил дирижер. - Я очень доволен подготовкой Дмитрия Гарона - он играет на кларнете. Это один из лучших музыкантов нашего коллектива. Бесспорно, в числе лучших и трубач Михаил Бачило: насколько я понимаю, он уже не в первый раз выступает в составе I, Culture Orchestra. (Задумывается, листая записную книжку.) Вообще, белорусов немного. Например, еще на тубе играет Карен Саакян. Как я заметил, к нему в труппе относятся с большой симпатией, он со многими дружен, а это немаловажно. Ведь, когда незнакомые люди собираются на какое-то время вместе, чтобы поработать, именно здоровое, дружеское общение формирует благоприятный микроклимат в коллективе.

Все трое ребят из Беларуси - духовики, следовательно, можно сделать вывод, что подготовка инструменталистов этой специализации в вашей стране очень хорошая.

- Вы как-то признались, что любите работать с молодежью, из которой можно «лепить» профессионалов… В то же время мне часто приходилось быть свидетелем откровений мэтров о том, что молодежь сегодня не готова к получению глубинных знаний, к проработке образов. Все поверхностно. Технично, но без души…

- Я много работаю в разных странах и однозначно утверждать, что, мол, все именно так, конечно, не могу. Тем не менее, достаточно часто молодые музыканты не понимают, что главное для развития творческой личности, и занимаются не тем. А чем надо заниматься? Читать книги, ходить в театры, а также в музеи, изучать картины, читать объяснения к ним, а не сидеть, уткнувшись в телефон.

Душа, безусловно, есть у всех, но она вместе с нами растет и развивается, а мы должны заниматься тем, чтобы душа становилась богаче, интереснее. Если перестанем это делать, она не будет в нашей профессии нам помогать. Действительно, техника сегодня - едва ли не главный показатель мастерства. Многие музыканты считают, что, если они умеют играть чисто, быстро и громко, этого достаточно. Но хуже, что многие слушатели тоже так считают, выбрав себе кумира из их числа. Когда же заходит вопрос о глубине интерпретации, оказывается, что сказать-то этому человеку и нечего. Это не только его личная беда. Видимо, в семье не читали книг, не посещали выставок. Дети все повторяют за родителями, и если папа, когда с экрана звучит классика, переключается на другой канал, а мама не читает книг, а только листает глянцевые журналы, то чего можно требовать от детей?

Дирижер Андрей Борейко.
Дирижер Андрей Борейко. Фото: АиФ

Границы открыты

- Правда ли, что консерваторское образование, заложенное в СССР, до сих пор считается одним из лучших в мире? Должно ли преподавание академической музыки оставаться консервативным, незыблемым или перемен, как в любой сфере, не избежать?

- Сегодня сложно говорить о какой-то конкретной школе, потому что границы открыты и преподаватели, у которых высокая репутация, работают по всему миру. К ним и мечтают попасть талантливые ребята.

Что касается консервативности, то, на мой взгляд, какие-то вещи в классическом образовании никогда не изменятся, например, когда преподаватель ставит руки скрипачу или пианисту. Это всегда делается по определенной методике, и чем лучше преподаватель, тем лучше результат.

- Приятно, что в репертуаре I, Culture Orchestra есть произведение Станислава Монюшко. А чье еще творчество из числа белорусских композиторов вам близко?

- В Ленинградской консерватории я учился с белорусским композитором, которого могу считать своим другом, - Виктором Копытько. Я исполнял его музыку в Польше, России, правда, не так часто, как хотелось бы. Я надеюсь, что и произведения Евгения Глебова будут в мире исполняться чаще, потому что заслуживают этого.

Дирижеры учатся всю жизнь, и надо давать информацию душе, поэтому вполне возможно, что мой роман с белорусской музыкой еще состоится.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно