12720

«Вареное» кино. Как это делают молодые таланты

№ 49 от 8 декабря 2010 года 08/12/2010

У меня такой усидчивости нет: если не нравится и не цепляет, даже не буду тратить время на то, чтобы вникать в смысл киносюжета или канву литературного произведения. Поэтому на диск с тридцатью пятью работами, которые вошли в шорт-лист «КиноВарки», поначалу смотрела с опаской: что нового могут сказать молодые люди ХХI века, которые думают, что открывают мир заново, тогда как все сюжеты уже переписаны сотни раз? Что больше всего волнует подрастающее поколение кроме дивайсов, гаджетов и социальных сетей?.. Вставила диск в компьютер и начала просмотр с работы Ильи Божко «Abel», которая, как несложно догадаться из названия, должна иметь отношение к истории двух братьев: как Каин убил Авеля.

Наверное, все-таки человеку, которому нечего сказать, не придет в голову мысль снимать кино. Спасибо Илье, который обратился к сложной теме войны и подошел к ней как исследователь, сделав свои выводы, достойные уважения. В работе конкурсанта угадывалось влияние Фрэнсиса Форда Копполы и, как мне показалось, жестких итальянских фильмов про мафию 80-х годов: визуальный ряд был чертовски узнаваем. Но это неважно, потому что недаром у кинематографистов есть поговорка про штампы: у плохого мастера их пять, у хорошего – сто. Главное другое: автор выполнил сверхзадачу и донес свою идею… (Остальные работы посмотрела на одном дыхании. – Ю.Т.).

Процитирую Александра Ефремова:

- Плохих работ, в отличие от первого форума, который прошел в прошлом году, в этот раз не было. Были работы, не лишенные кокетства. Но в большинстве своем фильмы радовали ощущением целостности, вкусом, удачным сочетанием ритма и звука.

Приятно и то, что проблемы, которые волнуют ребят, - это проблемы свободной личности, не связанной условностями и рамками. Молодые свободно рассуждают о тех проблемах, которые раньше были нетипичны.

Однако только время рассудит, кто из молодых режиссеров состоится в профессии, а кто ограничится единственной конкурсной работой.

Лучше много, да хорошо

Один из членов жюри нынешнего форума - сценарист и драматург Андрей Курейчик, - даже рассуждая об итогах «КиноВарки», мыслит глобально:

- Проблемы белорусского кино не в деньгах. Поляки, финны снимают картины с такими же бюджетами, но это совсем другое дело! Проблема – в креативе. И вот в конкурсных работах я увидел яркие эксперименты, кинематографическое мышление. На мой взгляд, лучше снять сто малобюджетных фильмов, чем один гигантоманский, который ляжет на полку. Эти фильмы гораздо интереснее смотреть, чем высокобюджетные картины.

Что будет

«КиноВарка» продолжает искать молодых и креативных. Организаторы планируют создать своеобразный видеобанк, куда бы вошли все работы, присланные на форум. Александр Ефремов считает, что благодаря видеобанку можно было бы приглашать талантливую молодежь поступать на режиссуру в Академию искусств. «Престиж профессии упал. Многие просто не знают, где этому учат», - резюмировал режиссер.

Победители «КиноВарки-2010»
  • Гран-при – «Миниатюры» Евгения Берлине
  • номинация «Лаконичное решение» - «Море» Артема Прядко
  • номинация «Глубокое проникновение» - «Бежать» Вадима Смирнова
  • номинация «Нестандартное решение» - «Монотонный процесс» (мужская сущность) Василия Свиридова
  • «За лучший документальный фильм» - «С рождеством, Владимир!» Владимира Козлова (Франция)
  • «За лучший постановочный фильм» - «Фаня» Владимира Пискуновича
  • «За лучшую актерскую работу» - «На вылете» Натальи Галузо
  • «За лучшую идею» - «Полет» Натальи Ширко
  • «За лучшее музыкальное оформление» - «Элиза» Яны Кулаковой.
  • приз зрительских симпатий –«Лю» Ивана Белкова.
Оставить комментарий (0)