Все три фильма стали культовыми, но сегодня речь только об одном из них
Узник колонии Х
Начиная с фильма «Берегись автомобиля», Эльдар Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским пытался нащупать поджанр отечественной комедии, который они условно называли «смешные невесёлые истории», - именно так именовался сборник сценариев этого творческого дуэта. Идею фильма «Вокзал для двоих» подкинула сама жизнь, а точнее - легендарный композитор Микаэл Таривердиев.
Мало кто знает, но автор множества бессмертных мелодий в своё время попал в ситуацию, аналогичную той, в какой оказался герой Олега Басилашвили - пианист Платон Рябинин. Однажды Таривердиев уступил место за рулём своей машины одной актрисе, с которой у него на тот момент были отношения. Заезд закончился ДТП - погиб пешеход. Композитор взял вину на себя. Судебное разбирательство длилось почти два года. Истинная виновница трагедии вскоре отвернулась от Таривердиева, но музыканта в итоге амнистировали.
Крылатые фразы | |
---|---|
■ А это тебе, Мендельсон, на лечение. ■ Жизнь зависит не от начальства, а от того, кто сегодня дежурит. ■ И зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать? ■ Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни. ■ Люди добрые, это мой дебют на базаре! ■ Поезда опаздывают, стоянки сокращают - никакой личной жизни! ■ Сама, сама, быстренько, сама! ■ Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели! |
Неизвестно, получил бы фильм такое признание, если бы не фееричный дуэт Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили. Олег Валерианович рад был сниматься во всех фильмах Рязанова, а потому предложение мэтра принял с радостью. Энтузиазм Басилашвили поугас в первые дни съёмок. Снимать картину начали не с начала, а с конца, где действие разворачивается в том числе и на зоне. «Декорациями» для съёмок послужила одна из подмосковных колоний, а заключённые стали актёрами массовки. Басилашвили, которого одели в подлинный костюм зэка, признался Рязанову: «Ты знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, - святотатство!»
Разбитые колени
Как вспоминал после Олег Валерианович, заключённых, конечно, раздражало, что он, сытый артист, изображает одного из них. Как-то, протаскивая мимо актёра волокушу - железное приспособление для уборки снега, зэки попытались задеть ею по ногам актёра. Басилашвили быстро сориентировался: «Ребята, чего вы хотите? Я сейчас на работе, я такой же подневольный, как и вы… Вы думаете, я пойду к начальнику на вас жаловаться? Никогда этого не сделаю». Иногда Олегу Валериановичу приходилось проводить на «зоне» по двенадцать часов в день. «Снимали эпизод, как наши герои бегут в колонию, чтобы Платон не опоздал к утренней проверке, - вспоминал Рязанов. - Съёмки проходили в солнечные, морозные февральские дни, когда градусник показывал -30◦С. И артистам пришлось не столько играть, сколько пробежать и пережить то, что предстояло пробежать и пережить их персонажам. Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после этих съёмок были вдрызг разбиты обе коленки».
После выхода «Вокзала для двоих» Людмила Гурченко получила звание народной артистки. Однако съёмки в картине подпортили её отношения с Рязановым. По признанию режиссёра, за барьером, который актриса ставила между собой и окружающим миром, он не понял и не принял Людмилу Марковну до конца. Впрочем, спустя годы их пути, в том числе творческие, вновь пересеклись, а отношения наладились.
«Вокзал для двоих» - тот редкий случай, когда картина была принята с энтузиазмом и зрителями, и критиками. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Всё по той же иронии судьбы, преследующей Рязанова, показ ленты в Каннах пришёлся на разгар шпионского скандала между Францией и СССР. Людмила Гурченко вспоминала, что на просмотре «Вокзала» они сидели, будто прокажённые, - все места рядом с ними были пустыми. Никто не хотел садиться с «проклятыми советскими». Но по мере того, как на экране раскручивался сюжет, атмосфера в зале теплела. А вечером возле гостиницы их уже встречала толпа поклонников «Вокзала» - высланные из советского посольства во Франции шпионы были забыты. Картина получила ряд призов и по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшим фильмом года, но главной наградой стало то, что фильм любят по сей день.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть