1957

Учитель в кино. Кинообразы педагогов, которые стали символом эпохи

Нестор Петрович буквально жил заботами своих взрослых учеников.
Нестор Петрович буквально жил заботами своих взрослых учеников. Кадр из фильма

Учитель. На этой профессии, можно сказать, держится наше общество. Именно педагоги, наряду с родителями, формируют из ребенка личность, в силах этих специалистов открыть в маленьком человеке уникальные способности. «АиФ» вспоминает фильмы эпохи СССР, где ярко показана жизнь педагога.

ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА

При простоте сюжета фильм 1968 года режиссера Станислава Ростоцкого показывает нам разнообразие человеческих образов, в первую очередь среди преподавателей. В центре внимания – три дня в обычной советской школе. В фильме звучат оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения. Один из ярких образов получился у героя Вячеслава Тихонова - Ильи Семеновича Мечникова. Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто на этой почве даже создает конфликты.

В противовес ему завуч Светлана Михайловна (актриса Нина Меньшикова), преподаватель литературы с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем. В фильме есть место и для душевности, и для легкой грусти – в лучших традициях советского кино.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

Добрый и пронзительный фильм 1973 года режиссера Алексея Коренева об учителе в вечерней школе. Сейчас мало кто знает о том, что это такое. В ней учились взрослые, которые по какой-то причине не получили среднего образования, но решили, что оно им необходимо. Часто учителя в такой школе были младше своих учеников, головы которых были заняты работой, семьями и детьми, а не литературой и геометрией.

Но учитель истории Нестор Петрович (актер Михаил Кононов) не просто отсиживал свои рабочие часы от звонка до звонка, а буквально стал жить заботами своих взрослых учеников. В результате ему удается завоевать не только уважение своих подопечных, но и их любовь.

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

В 1978 году выходит фильм режиссера Евгения Ташкова, снятый по мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Действие фильма проходит в послевоенные голодные годы.

Молодая учительница французского языка Лидия Михайловна помогает ученику Володе. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика у себя дома. Гордый Володя отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги и подыгрывает ученику.

Сначала Вовка смущен, но потом понимает, что она тоже человек, такой же, как он! За этим занятием их застает директор школы. В итоге Лидию Михайловну увольняют, и она уезжает к себе на родину.

ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Лента 1988 года Эльдара Рязанова. Под предлогом поздравления с днем рождения школьники приходят домой к учителю Елене Сергеевне. Они знают: у нее находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы, которые нужно исправить. Елена Сергеевна, несмотря на свою простоту и кротость, пытается твердо стоять на своем и стойко терпит издевательства подростков.

На протяжении всего фильма между нею и учениками идет словесное противостояние, во время которого она пытается им напомнить о тех принципах и заветах, которым их учили с детства. Ребята в ответ гнут свою линию: их поколение вынуждено идти на такие крайние меры потому, что «счастливого советского детства» теперь нет и коррупция в вузах тоже идет полным ходом. Злополучный ключ так и останется лежать в квартире Елены Сергеевны, но и победителей в этой «схватке» тоже не будет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно