1588

Не везло в карьере — везло в любви. Одноногий муж носил Фигловскую на руках

Галина Фигловская.
Галина Фигловская. / «Женя, Женечка и «катюша» / Кадр из фильма

Она была талантлива, обаятельна, сексапильна. Могла быть фантастически успешна. Но осталась исполнительницей одной роли — в фильме «Женя, Женечка и „катюша“». Сегодня фамилию Галины Фигловской мало кто помнит.

Галине 28 лет. Каждое утро она приходит в КБ завода «Химмаш» (тогда — просто «п/я 925») в подмосковном Калининграде и выполняет, наверное, интересную, но все-таки довольно однообразную работу. И кажется, так будет всегда...

Хотела убежать от всех, спрятаться

Художественная самодеятельность для Галины была только хобби. После школы она окончила химико-технологический институт, но, выходя на сцену народного театра при Болшевском Доме офицеров, неожиданно решила попробовать себя на профессиональном уровне.

В Щукинском театральном ей прочили большое будущее. Студенткой Галину пригласили в театр на Малой Бронной сыграть Мэрилин Монро. Актриса очень любила эту роль, могла говорить о ней часами, читала монологи. Но из-за «неправильных» высказываний автора пьесы Артура Миллера о СССР спектакль был снят. Без работы актриса не осталась. Однако вдруг бросила сцену и ушла на закрытое предприятие.

Причина была личная. Измена любимого. Нервный срыв. Больница... Потом, возможно, она и жалела о резком решении оставить актерскую профессию. Но тогда не могла поступить иначе. Ей хотелось убежать от всего и вся, спрятаться. И уж точно никогда ни в кого больше не влюбляться.

Приглашение на съемки восприняла как розыгрыш

Владимиру Мотылю пришлось использовать все связи (свои и чужие), вплоть до МВД и КГБ, чтобы отыскать в каком-то «почтовом ящике» Галину Фигловскую. Неудивительно, что, когда ее пригласили на встречу с режиссером, она восприняла это как розыгрыш.

Мотылю, впрочем, было не до шуток. Он уже начал работу над трагикомедией «Женя, Женечка и „катюша“», отснял почти все летние сцены. И понял, что Наталья Кустинская — совсем не связистка Земляникина. На этой кандидатуре настояло руководство «Ленфильма» — актриса стала суперпопулярной после фильма «Три плюс два», где изумительно сыграла в ансамбле с Натальей Фатеевой, Андреем Мироновым, Евгением Жариковым и Геннадием Ниловым. Но под задуманный сценаристами образ Кустинская не подходила. Владимир Мотыль и Булат Окуджава видели Женечку как крепкую, властную, обаятельную и при этом чуть... грубоватую девушку. Которая могла и посмеяться над Колышкиным (Олег Даль), и «отшить» его.

Рискуя нарваться на неприятности, Мотыль заявил: «Или меняем Кустинскую, или я отказываюсь от картины». Режиссеру пошли навстречу. Съемки были остановлены. Но ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящую героиню не удавалось. Тогда режиссер отправился в «Щуку», в которой — так считалось — учились самые красивые и сексуальные девушки. А увидев фотографии Фигловской, понял: «Это она!»

Кадр из фильма «Женя, Женечка и „катюша“» (1967)
Кадр из фильма «Женя, Женечка и „катюша“» (1967)

Судьба картины оказалась нелегкой

На первой встрече с Галиной Мотыль сразу обратил внимание на ее чувственную нижнюю губу.

— Я тут же представил, как она не просто поцелует солдатика, а прямо проглотит целиком, — делился потом с журналистами Мотыль.

Ни о ком другом он уже и думать не мог. На счастье Мотыля и Окуджавы, Фигловскую увлекла история связистки и минометчика. Пробы были успешными. Руководство «Ленфильма» утвердило дебютантку.

С точки зрения сценаристов, Женечка Земляникина получилась идеальной. «Девушка — точная фронтовичка», — восхищался Окуджава. Да и партнеры по фильму были подобраны основательно: Олег Даль, Михаил Кокшенов (хоть и начинающий в тот момент), Марк Бернес, Георгий Штиль... А в эпизодах — Мотыль и Окуджава.

При этом судьба картины была нелегкой с самого начала. Режиссеру не дали снимать ее на «Мосфильме». После окончания съемок на фильм тут же был наложен запрет из-за трагического финала, потом его все-таки пустили «третьим экраном» (по отдаленным кинотеатрам и клубам). Критики такую войну воспринимать и вовсе не хотели. И только зрители все поняли правильно и оценили. И историю любви на фронте. И актерские работы. И музыку Исаака Шварца. И юмор...

Главное — картину приняли ветераны войны. И в год премьеры, в 1967-м, ее посмотрели в общей сложности 24,5 млн человек.

Марк Бернес и Галина Фигловская.
Марк Бернес и Галина Фигловская. Кадр из фильма «Женя, Женечка и „катюша“»

Товстоногов быстро охладел к ней

Галина получила славу и любовь зрителей. Ее заметили кинорежиссеры. А очарованный актрисой Георгий Товстоногов тут же пригласил в БДТ.

После съемок Фигловская вернулась было в «почтовый ящик». Но от предложения Товстоногова отказаться не могла. И в очередной раз оставив прошлую жизнь, уехала в Ленинград.

Ей предстояло ввестись в спектакль «Еще раз про любовь» — Татьяна Доронина как раз уехала в Москву. Потом Галина начала репетировать Аглаю в «Идиоте», но тут ушел из БДТ Иннокентий Смоктуновский, и спектакль сняли из репертуара.

А скоро и «Гога» охладел к актрисе, обнаружив, что сексуальность у нее только внешняя...

Несмотря на дюжину ролей в БДТ и с десяток кинокартин, ничего хотя бы столь же выдающегося, как «Женя, Женечка и „катюша“», у актрисы Фигловской больше не случилось.

В 1976-м году она уволилась из театра. Спустя десять лет сыграла последнюю роль в кино.

Как Галина жила оставшиеся 14 лет до смерти, практически никто не знает. Актрису было не видно, не слышно. Карьера не сложилась. Повезло только в любви.

Много лет после предательства она и слышать ничего не хотела ни о романах, ни о замужестве. Лишь сценаристу, писателю Эдгару Дубровскому удалось вернуть Галине веру в настоящие чувства.

Галина Фигловская. Кадр из фильма «Следы остаются» (1982)
Галина Фигловская. Кадр из фильма «Следы остаются» (1982)

Она буквально таяла на глазах

Даром что совместная жизнь их не была такой уж легкой. Детей Господь не дал. И многое приходилось преодолевать. Как призналась однажды актриса, «родилась в мае, так и маюсь». Бывший альпинист, работавший в противочумной службе, Эдгар Борисович много болел, перенес несколько операций и в результате остался без ноги.

Вскоре слегла с полиартритом и Галина Викторовна. Болезнь прогрессировала. Руки и ноги перестали слушаться. Она буквально таяла на глазах. И только просмотр фильма «Женя, Женечка и катюша» мог вызвать на ее лице едва заметную улыбку...

Когда ходить парализованная актриса уже не могла, муж с одной ногой носил ее на руках. Но спасти любимую женщину был не в силах. Спустя пару недель после 62-го дня рождения Галины Фигловской не стало.

Эдгар Дубровский больше не женился. И пережил супругу на 16 лет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно