2980

«Еще есть силы и упрямство!» Леониду Ярмольнику – 65 лет

Леонид Ярмольник
Леонид Ярмольник www.globallookpress.com

По поводу фильма Германа «Трудно быть богом», работа над которым продолжалась почти 15 лет, он шутил в интервью «АиФ»: «Надеюсь, меня к финалу не будут вывозить на съёмочную площадку в инвалидной коляске». И ещё: «Если бы я делал только эту работу, то умер бы или спился, а если б был продюсером Германа, то застрелился». А в других разговорах вспоминал анекдот, который придумал Александр Абдулов: «Один киношник говорит при встрече другому: «Слышал, Ярмольник на съёмках у Германа умер!». Второй сокрушается: «Ухайдокал-таки, чёрт, замучил до смерти!». А первый ему: «Не-е, Лёня от старости скончался…». Тем не менее, Ярмольник не раз признавался, что съёмки в «Трудно быть богом» изменили его как актера и как человека, были самой нелегкой из его работ в кино, школой профессии и жизни, подарком судьбы. 

Причину, по которой знаменитый режиссер утвердил на главную роль в своем фильме именно его, он объяснял «АиФ так: «У Германа есть своя фенечка, секретик — он использует комических актёров в трагедийных ролях: скорчить рожу на смертном одре. Примеры Ролан Быков, Юрий Никулин, Андрей Миронов. Сильнее цепляет: ждёшь одного, а видишь другое. Вот и я оказался в той же обойме.

Так только ярче проявляется суть. Попробую объяснить. Человек корчит рожи не кому-то, а себе. То есть вас самого передёргивает изнутри в самой неподходящей ситуации. На актёрском жаргоне - «сброс». Это как пукнуть во время атаки или исполнения гимна. Грубый, но точный пример: в момент кульминации можно и наложить в штаны. Но в то же время ты совершил подвиг. Такое и в постели с женщиной может случиться. И умная баба поймёт!.. А если ты сделаешь суровое лицо, как в старом кино, и ещё ветер в морду перебор... Вот мой герой отчитывает армейского капитана стукача-предателя. Невероятно напряжённая сцена. И я как бы морально побеждаю его, но тут идёт срыв хочу попить, а рука с ковшом трясётся. Плюю в ковш и не попадаю. И мой противник, на которого я наезжал, это видит...».

И тут же иллюстрировал примером из жизни: «Однажды у меня был похожий случай с Леонидом Филатовым. Он уже тяжело болел. Я навестил его дома на Таганке. Его жена Нина сказала, что сбегает в магазин. Мы с Лёней сидели на кухне. Он казался весёлым, но, как только захлопнулась дверь, выдал тираду. Это была исповедь минуты на три: что всё, кранты, он больше не может выносить жуткие боли, длящиеся годами, он не хочет жить. Я сидел в оцепенении и лихорадочно соображал пытался найти верную реакцию. То, что Лёне тяжко, я знал и раньше, но что он до такой степени отчаялся был к этому не готов. И в эту секунду животное чутьё подсказало мне, как быть. Я всё «сломал» — без пафоса. Подкалывая, что-то вспоминая, почти смеясь, стал говорить: «Ты что, в своём уме?! А как же девки, водка, друзья? А как писать, сниматься? А Нина? Если есть один шанс из миллиона его надо использовать. «Туда» ты всегда успеешь!». Он внял. И с этого момента мы пошли в наступление и победили. Он прожил ещё 8 лет».

 

Леонид Ярмольник. 1981 г.
Леонид Ярмольник. 1981 г. Фото: РИА Новости/ Шахвердиев

На вопрос, отстаивает ли он справедливость так же, как и его герой землянин, пытавшийся на далекой планете вытаскивать тамошнее население из дикости Средневековья, отвечал другими историями:

«Как-то я подрался с двумя милиционерами. Точнее, сознательно оказал им сопротивление... Ехал на машине домой и в полутьме увидел «Жигули» на обочине. Две машины. И стоял парнишка лет 14, его трясли люди в форме. Я дал по тормозам. Оказалось, два изрядно выпивших мента остановили пацана, который решил прокатиться на дедушкиной машине. По пути никого не задавил и не ограбил. Да, он поступил неправильно. Но мужики его слишком уж прессовали. Им было в кайф поглумиться над испуганным подростком. С таким же успехом они могли отметелить и меня. Но всё-таки «опознали». Когда я их разнимал и даже одному двинул, им хватило сообразительности не ответить мне тем же. Я вернулся в машину в порванной куртке. А ментам сказал: «Если уж такое творите, то хоть не позорьте мундир!»

А про «Стиляг», в которых выступил в роли продюсера и сыграл отца одного из героев, заметил: «И комедия тоже может быть серьезной. Например, мюзикл «Стиляги» это, конечно, с виду такая большая конфета в сверкающей упаковке, но внутри нее много горьких пилюль. И, безусловно, всякое кино должно облагораживать и дарить свет в конце тоннеля. Ты берешь билет и два часа находишься как бы в ином измерении жизни. Часто лучшем, чем жизнь реальная».

В 2012-м после почти 30-летнего перерыва он вышел на сцену в спектакле театра «Современник» «И снова с наступающим...» по пьесе «Несколько пролетов вверх», которую актер Родион Овчинников написал специально для него. До этого Ярмольника видели на сцене Театра на Таганке в 1983 году.

«Меня приглашали. И у меня уже был плохой опыт попытки вернуться, — рассказывал артист о своей длительной «театральной паузе» в одном из интервью, опубликованном на его официальном сайте. Однажды в МХТ репетировали «Свадьбу Кречинского»… Уже и декорации были сделаны, костюмы пошиты. Я встал на колени перед Табаковым, режиссером и артистами и попросил отпустить меня на волю. На мой взгляд, спектакль совсем не получился. Сказал, что нас будут обвинять — мол, МХТ дошел до того, что на его сцене уже «цыпленок табака» играет: «Что здесь делает Ярмольник? На сцене, где играли Качалов, Тарханов… И вдруг — эстрада».

Надолго пропал он и с телеэкранов. В декабре 2017-го на гастролях в Екатеринбурге Ярмольник так объяснил это в интервью местной редакции «КП»: «Я вообще сейчас стал меньше появляться на телевидении, в том числе и на ток-шоу. Просто не могу в них участвовать. Изменился язык, изменилась мораль, теперь она не соответствует моим убеждения. Ценз того, что можно, а что нельзя упал ниже плинтуса. Сейчас показывают кто с кем живет, кто у кого что украл… Для меня это не интересно, поэтому я иду на телевидение только в том случае, если понимаю, что принесу реальную пользу. В целом же телевидение стало отхожим местом, в которое приходят, чтобы рылом посветить. Я так не хочу».

В прошлом году он снялся новой картине Валерия Тодоровского – драматической истории об эпидемии холеры в Одессе 1970-х. По сюжету фильма под названием «Одесса» выездной журналист-международник привозит сына в портовый город, на родину жены, и собирается сразу же отправиться в следующую загранкомандировку. Однако это оказывается не так просто, поскольку город закрыт на карантин из-за эпидемии холеры... В анонсах к киноленте Тодоровский объяснял, что в ней рассказана история его детства, а две трети персонажей — его реальные родственники. В числе заявленных тем — эмиграция, еврейство и смерть.

Ярмольник сыграл в более чем 50-ти фильмах, в том числе «Тот самый Мюнхгаузен» и «Человек с бульвара Капуцинов». В 90-е материально поддерживал известных советских киноактёров, оказавшихся на грани нищеты. Как следует из информации в открытом доступе ежемесячно высылал на их адрес по 200 долларов.

Актер Леонид Ярмольник с дочерью Александрой. 2018 г.
Актер Леонид Ярмольник с дочерью Александрой. 2018 г. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

В 1997-м вместе с Юрием Сенкевичем, Туром Хейердалом, Стасом Наминым, Леонидом Якубовичем и Андреем Макаревичем он совершил кругосветное путешествие через остров Пасхи. И рассказывал, что с женой Оксаной объездил полмира в поисках лучших мест для дайвинга. В 1994-м отказался от звания «Заслуженный артист России», а спустя 10 лет - от звания «Народный артист России», сказав: «У артиста должно быть только имя».  В 2015-м получил премию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Трудно быть богом».

На вопрос «Есть ли в вашей жизни то, что ушло безвозвратно и о чём вы очень жалеете?» он ответил «АиФ»: «Безвозвратно ушли только мои товарищи Лёня Филатов, Саша Абдулов, Боря Хмельницкий. Смерть никогда не приходит вовремя. А всё остальное на месте у меня есть ещё силы, желание, упрямство. Главное делать то, что ты любишь, от чего тебе охота жить. Не хочется просто так коптить небо!»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно