5991

Чем гордился СССР. Взлеты и падения нашего кино

№ 17 от 23 апреля 2014 года 23/04/2014

 

Главное - сценарий

17-34-01-1Когда у редактора и сценариста Лилии ПИНЧУК спрашивают: «В чем залог успешного фильма?», она отвечает: «Главное - основа фильма, сценарный материал. Если распределить по значению весь процесс рождения кино, на первое место я ставлю сценарий. На второе - сценарий, на третье - сценарий! На основе плохого сценария никогда не получится хороший фильм, а хороший сценарий легко испортить и снять плохое кино».

Лилия Ивановна знает, о чем говорит: именно она нашла литературный материал, который лег в основу самого успешного кино за всю историю «Беларусьфильма», - триумф ленты до сих пор не могут повторить. Картина «Меня зовут Арлекино» режиссера Валерия Рыбарева по пьесе Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост третий» о молодежной группировке стала культовой: в первый же год проката фильм посмотрели более сорока миллионов зрителей. Фильм был куплен голливудской компанией «ХХ век Фокс» и показан в 52 странах мира.

Лилия Пинчук пришла на национальную киностудию «Беларусьфильм» в 1973 г.:

- В задачу редакторов игрового кино входил поиск сценариев, которые мы искали по всему Советскому Союзу. Это была сложная, кропотливая, напряженная работа, потому что мы не только держали связь со всеми известными сценаристами, которым постоянно звонили и просили присылать свои новые работы, но и очень много читали - литературу, особенно белорусскую, всю новую периодику - «Полымя», «Неман», «Маладосць», «Новый мир», «Юность» и т.д. Не спали, не ели - только читали. Очень много ездили по стране - я постоянно была в командировках. Порой, чтобы заполучить хороший материал, приходилось вылавливать автора у подъезда: сидела на лавочке, ждала. (Смеется.) Когда находили достойный материал, за дело брался сценарист, а уже потом сценарии предлагались режиссерам. Например, такие мэтры, как Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Виталий Четвериков, могли выбирать...

Киноредактор - очень важное звено в кинематографической цепи: он находит талант, направляет его, поддерживает… Он соединяет сценариста с режиссером и в целом с огромной махиной кинопроизводства. Сегодня эта профессия девальвировалась: нынешние редакторы, может, и рады были бы много читать и искать литературный материал, но современному кино это оказалось не нужно.

- А можете ли вы сейчас выделить кого-нибудь из белорусских сценаристов?

- Пожалуй, единственный сценарий, который я могу отметить за последнее время, - это «Забраны край» Алены Калюновой о Янке Купале. А остальные… Возможно, кто-то прорвался во ВГИК и, окончив его, теперь пишет сценарии для российских телеканалов.

- Киноредактор - это субъективная профессия. Известно немало случаев, когда литературный материал, воплощенный на кинопленке, «не выстреливал»...

- В кино бывает всякое. Но если говорить об успехах отечественного кино, то в немалой степени это заслуга главных редакторов, классиков белорусской литературы Аркадия Кулешова, Максима Лужанина, Ничипора Пашкевича, которые в разные годы работали на киностудии «Беларусьфильм»… Это были профессионалы! Личности, каких сегодня нет! Благодаря их таланту, художественному чутью, энциклопедическим знаниям, умению проводить репертуарную политику появились наши лучшие фильмы.

Я с особым пиететом вспоминаю 80-е годы, когда работала под руководством Ничипора Пашкевича - это было тяжело, но очень интересно! Пашкевич был  очень требовательным, жестким, принципиальным человеком, который отстаивал свою позицию перед вышестоящим начальством, не боялся спорить, а подчиненных, если можно так сказать, постоянно держал под прессом. К слову, именно тогда прошли несколько уникальных семинаров по подготовке сценариев, на которых молодые авторы могли перенять опыт у таких маститых сценаристов, как Валентин Черных, Юрий Клепиков, Виктор Мережко. И именно тогда молодой Леша Дударев принес заявку на сценарий «Белых рос». Помню, он очень волновался и не особо верил, что заинтересует киностудию…

При Ничипоре Пашкевиче вышли потрясающие фильмы - «Дикая охота короля Стаха» и «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Чужая вотчина», «Свидетель», «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, «Знак беды» Михаила Пташука, «Отцы и дети» Вячеслава Никифорова, «Белые Росы» Игоря Добролюбова, «Иди и смотри» Элема Климова…

17-34-07-1
Один из лучших фильмов о войне «Иди и смотри» на «Беларусьфильме» снял Элем Климов.

 

Стоять на своем

17-34-02-1В разговоре с автором статьи все собеседники были единодушны в том, что творческая личность обязана иметь характер и уметь отстаивать свою точку зрения, даже если все вокруг готовы ее растоптать. Иначе не стоит рассчитывать на рождение удачного произведения. И это касается не только режиссеров. Редактор и сценарист Изольда КАВЕЛАШВИЛИ, при непосредственном участии которой создавались такие картины, как «Приключения Буратино», «Бронзовая птица», «Государственная граница», «Белые одежды», призналась «АиФ»: проявлять твердость характера и стоять на своем приходилось довольно часто:

- Когда я еще работала в Ашхабаде, прочла «Атаку сходу» Василя Быкова, мне очень понравилось это произведение, и я поняла, что из него может получиться прекрасное кино. Когда я приехала в Беларусь, то первым делом предложила снять этот фильм, но главный редактор телеобъединения при киностудии сказал: «Быкова мы не будем снимать никогда!» Тогда я пробила возможность снять кино через Москву. И, признаться, считаю своей заслугой то, что фильм «Долгие версты войны» Александра Карпова родился  на «Беларусьфильме».

А когда мы готовились к съемкам фильма «Приключения Буратино»,  который в итоге купила 91 страна мира, мне запретили даже думать о том, чтобы пригласить композитора Алексея Рыбникова: его творческая репутация тогда была под сомнением. Пришлось выкручиваться: Рыбникова попросили написать музыку к фильму без подписания договора. Когда все было готово, пригласили кураторов из Москвы. Рыбников сыграл музыкальный материал на фортепиано: стало понятно - это шедевр. После этого с ним заключили договор…

- А правда, что вы раскритиковали уже снятый материал фильма «Приключения Буратино», из-за чего Леониду Нечаеву пришлось искать новых актеров?

- Мне не понравился черновой материал, о чем я откровенно сказала Нечаеву. Конечно, он очень обиделся, но когда показал рабочий материал на Гостелерадио в Москве, его забраковали! Об  актерах сказали: «Провинциальный ТЮЗ!» Поэтому мы стали искать новых артистов, которых зрители и увидели в картине.

17-34-10-1Продюсер Александр ШКАДАРЕВИЧ сегодня нарасхват у создателей российских сериалов. В советское время, работая на «Беларусьфильме», он прошел все ступени организации съемочного процесса и управления киностудией - от старшего администратора до заместителя генерального директора киностудии. По мнению Александра Владимировича, успех фильмов, снятых Леонидом Нечаевым, во многом зависел от хорошо организованной работы творческого коллектива киностудии:

- Один, без коллектива единомышленников, Леонид Нечаев не смог бы снять ни «Приключения Буратино», ни другие фильмы. До начала съемок с режиссером в плотной связке работали редакторы, сценаристы - доводили все до совершенства… Когда Нечаева пригласили снять кино на студии им. Довженко, то у него не оказалось творческих соратников, и результат получился не совсем удачным… Безусловно, режиссер - главное лицо. Но кино - продукт коллективный, и на «Беларусьфильме» в то время были собраны самые профессиональные кадры - от руководства киностудией до технических работников.

Наша киностудия входила в тройку лучших в СССР по результатам экономической деятельности и уровню организации производства. Несколько лет подряд «Беларусьфильм» был победителем социалистического соревнования. Работа была поставлена так, что к нам приезжали перенимать опыт коллеги из других республик.

К сожалению, после распада СССР для киностудии наступили тяжелые времена: налаженная система кинопроизводства развалилась. Директора менялись, мэтры-профессионалы ушли в мир иной, а преемственности поколений не произошло. Раньше, когда Владимир Корш-Саблин снимал картину, то на площадке рядом с ним постоянно находился Николай Калинин - набирался опыта. Потом он поступил во ВГИК, отучился, вернулся на киностудию и снял свои замечательные фильмы. Игорь Добролюбов как художественный руководитель курировал молодых режиссеров, снимающих новеллы, из которых состояли фильмы «Денискины рассказы», «Три веселые смены». Что было ценно: молодые режиссеры не были предоставлены самим себе. Их вовлекали в творческий процесс, давали возможность самовыражения, опекали, помогали и подсказывали. Так можно было увидеть, у кого какие способности, кому уже можно доверить самостоятельные съемки, а кому нужно еще попрактиковаться. Иначе нельзя.

Сегодня молодые режиссеры приходят «сырыми». С одной стороны, с ними уже никто так не возится, не опекает, с другой - часто у них апломба выше крыши. Думают: раз сняли рекламу, то могут замахнуться на большое кино. Я разговаривал с одним таким режиссером, он мне сказал: «Все, что до этого сделали, - ерунда. Вот я сниму кино…» Снял… Слабый, никудышный фильм…

Принципиальный выбор

17-34-03-1Оператор Александр АБАДОВСКИЙ, который пришел на «Беларусьфильм» после окончания ВГИКа в 1982 г., тоже с теплотой вспоминает годы работы на киностудии до развала СССР:

- Самое главное - были хорошие сценарии. А чтобы не снять хороший фильм по хорошему сценарию - надо быть дураком. Тогда главным редактором был Ничипор Пашкевич - умнейший человек. При нем таких глупостей и пошлостей, какие мы потом увидели в достатке, просто не могло быть.

У меня в 90-х годах был долгий простой, потому что я принципиально отказывался работать в тех картинах, которые мне предлагали. Но есть-то надо, поэтому потом что-то снимал…

- Но ведь хватало и гонений, и унижений, когда мастеров, чей вклад в белорусское кино сложно переоценить, уничтожали на худсоветах…

- Алмаз рождается под большим давлением. А мягкотелые с их рыхлыми творениями никого не волнуют и не интересуют.

Да, бывало так, что хорошие режиссеры и операторы не выдерживали прессинга и уезжали. Ричард Викторов снял великолепный фильм «Третья ракета» - его недооценили и фактически вынудили уйти, а он потом на студии им. Горького снял «Москва - Кассиопея». Александр Княжинский, который был оператором картины «Я родом из детства» у Виктора Турова, тоже уехал - не у всех складывалось…

- Говорят, на многих студиях и не мечтали о такой аппаратуре, которая была на «Беларусьфильме»…

- Повезло, что Машеров кино любил. (Смеется.) Действительно, оснащенность была великолепной. Например, у нас на студии было две камеры «Ариффлекс», а на студии им. Горького - одна, и на ней снимали только мэтры. А я, молодой, снимал, как маститый оператор, - с «Ариффлексом»…

Новое поколение

17-34-04-1Как сегодня работается на киностудии «Беларусьфильм», «АиФ» решил расспросить молодого режиссера Александру БУТОР, которая недавно закончила работу над дебютом «Белые Росы. Возвращение».

- Если говорить о том, что мешает работе: прежде всего это устаревший подход в плане организации кинопроизводства, - поделилась режиссер. - На киностудии процесс создания кино, включая подготовительный период, съемки, постпродакшн, занимает год. Это очень дорогое удовольствие. Да и, честно говоря, такой ритм работы усыпляет и расхолаживает. Мне кажется, если режиссер поставлен в жесткие временные рамки, он подключает все свои резервы, чтобы сделать работу качественно и в срок. С другой стороны, у меня была возможность творить, и я благодарна киностудии за то, что мне предоставили в этом свободу.

А еще хотелось бы, чтобы меньше было бюрократических проблем и бумаг: часто невозможно решить какие-то вопросы, из-за этого что-то срывается, переносится…

Также я хотела бы участвовать в промо-кампании своего фильма совместно с рекламным отделом киностудии. Четкой стратегии продвижения картины «Белые Росы. Возвращение» изначально не было. Мы по собственной инициативе провернули рекламную акцию, которая в России стоила бы сотни тысяч долларов, а нам обошлась практически бесплатно: сняли два клипа. Гендиректор студии Олег Сильванович поддержал эту идею, и оба клипа были выпущены в эфир. Хотелось бы, чтобы рекламе отечественных фильмов уделялось больше внимания, вкладывалось больше средств и подходы были более современные. Уверена, студия на пути к этому.

- Что касается быстрых съемок: это же удел сериалов...

- Безусловно. Сегодня многие режиссеры грешат тем, что «молотят», то есть снимают быстро. Я говорю о другой затянутости: когда организационные вопросы решаются очень долго, и вместо того, чтобы уже начать снимать, ты находишься в постоянном напряжении.

На дипломном фильме мне посчастливилось работать с художником по гриму Александром Журбой - он делал нос знаменитому Буратино! Особенность мастеров старой школы: они привыкли работать дотошно, качественно, без суеты - такой подход к делу профессионален и только на пользу кинопроцессу.

А что сейчас?

17-34-05-1Сегодня на киностудии полным ходом ведутся ремонтные работы. Во время недавнего субботника генеральный директор киностудии Олег СИЛЬВАНОВИЧ выразил надежду, что после реконструкции у «Беларусьфильма» будет в два раза больше возможностей для оказания услуг и привлечения дополнительного финансирования. Планируемый показатель - 20 фильмов ежегодно и 20 млн евро дохода. А больше фильмов - это смена кадровых поколений, больше молодых режиссеров, которые будут заинтересованы приходить на «Беларусьфильм» со своими идеями, новыми технологиями и энтузиазмом, когда работа здесь для них станет престижной.

- Олег Игоревич, а почему на киностудии сейчас нет главного редактора?

- Уточню, что нет главреда игрового кино, потому что сегодня достойный материал отбирает конкурсная комиссия Министерства культуры, куда входят уважаемые люди. Киностудия в свою очередь подает на конкурс максимальное количество заявок. Кино - коллективное искусство, а принятие решения одним человеком - не иначе как вкусовщина. С этим приходится бороться даже сегодня.

- Какие еще проблемы приходится преодолевать?

- Одна из главных проблем - в Беларуси нет рынка. Премьерный фильм покупают за смешные деньги - от 5 до 10 млн рублей. А если ориентироваться на рынок России, то тогда мы не сможем снимать о нашей истории, о наших реалиях и на нашем языке. Но я надеюсь, что вскоре мы обратимся к национальной классике и снимем достойное кино…

17-34-09-1
Кадр из х/ф «Дикая охота короля Стаха».
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно