15992

«Живые картинки»: как делают современные мультики

№ 5 от 30 января 2013 года 30/01/2013

Журналист «AиФ-Казань» Алия Шарафутдинова отправилась в «Татармультфильм», чтобы разобраться в тонкостях производственного процесса.

Для того чтобы подарить людям сказку, уже не нужно раскрашивать километры бумаги — художники рисуют на планшетах и компьютерах. Однако самая сложная, творческая, составляющая осталась прежней. Даже если мультфильм создается по известному произведению, прежде всего нужно продумать внешний вид персонажей и детали сюжета.

Нашим провожатым по сказочному миру стал главный режиссер студии Сергей КИАТРОВ. В сфере анимации он с 1996 года.

Мастер рассказывает, что мультфильм начинается с одной сцены, из которой раскручивается сюжет будущей истории. Если набросок удался, пишется сценарий, где подробно описано место действия, проработаны характеры героев и диалоги. Общий объем сценария для мультфильма на 3-4 минуты составляет 70-85 страниц.

«Я могу вносить в содержание свои элементы, — продолжает Киатров. — Если честно, главного героя мультфильма «Водяная» (по сказке татарского поэта Г. Тукая) я списал со своего соседа, только он пока об этом не знает. (смеется) Персонаж получился хулиганистым, прыгает с „тарзанки“, хотя в произведении этого нет».

Внешность каждого героя продумывают до мелочей: черты лица и фигуры, костюм, предметы пользования. Все это создает законченный образ.

Стройность сюжету придает четкая последовательность действий: без раскадровки не снимается ни один мультфильм. Это иллюстрация в форме комикса каждой сцены будущей картины.

Следующий этап — создание рисунков. В студии используют технику перекладки. Это означает, что составляющие одной сцены — персонажи (а иногда их части тела), фон, дома, деревья будут творить отдельно. Чем больше деталей — тем легче придавать движение элементам. Потом все это собирается и монтируется воедино в программе Adobe After Effects.

Героев мультфильмов рисует каждый художник студии. «Получается около 30 вариантов, из которых вместе выбираем лучшего. Над ним и работаем. Нам больше нравятся отрицательные персонажи — они более характерные. Например, Див из «Кисекбаша» (злой колдун из старинной казанской легенды. — Прим. ред.)», — поясняет аниматор Денис САДЫКОВ.

Далее каждый элемент толстенной раскадровки режиссер делит между несколькими художниками. Воспроизводить «мультяшек» в точности очень сложно. Поэтому важно, чтобы сцены с определенными персонажами рисовал ограниченный круг специалистов.

«Вот, например, я создаю мальчика, — рассказывает художник Неля АБДЕЕВА. — Выбираю по сценарию, какие позы, какая у него здесь мимика. Рисую его на планшете в Adobe Photoshop, выбрав функцию «карандаш». Затем раскрашиваю».

«Современные технологии очень удобны. Не нужно перересовывать все, если не получился один элемент. Например, здесь у мальчика шея короткая. Я выделяю в программе только голову и редактирую», — продолжает художница.

После того как рисунки готовы, нужно научить героев двигаться.

«Прелесть «мультяшки» в том, что его не обязательно подчинять физическим законам нашего мира, — объясняет режиссер. — Но если это делать, во всех анимационных студиях за основу берут вот этот прыгающий мячик. На его примере двигается и созданная мной лягушка».

Денис Садыков:Как бы падал в мультике обычной мячик с высоты (показывает). А если бы он был бы чугунным? Мы видим, что он тяжелый (показывает) А если бы арбузом — он бы лопнул.... А если он актер? (смеется и показывает) Вот это на одном примере...»

Как заставить персонажа плакать или махать рукой,  рассказывает специалист по жестам Денис Садыков. У него многолетний опыт работы. «Впервые я сделал анимацию на клип группы «Пикник». Это был пластилиновый рот», — вспоминает он.

Денис Садыков: — «В данный момент я работаю над мультфильмом «Болтливая утка». Сейчас рисую сцену, где болтливая утка встречает ежика. Разные части тела ежика рисуются отдельно. Допустим, ладошка, кисть, локоть. Потом мы открываем все в программе "After Effects", прикрепляем друг к другу части тела. Это нужно для того, чтобы он мог двигать рукой. При встрече ежик машет болтливой утке, типа «привет».

Для одного шага мальчика в кадре длительностью несколько миллисекунд понадобится 12 рисунков. Чем ниже скорость движения — тем больше иллюстраций нужно.

«Анимация — это кропотливая, тяжелая работа, которая требует усидчивости и терпения: я сегодня за весь рабочий день сделал только 10 секунд, — признается Денис Садыков. — Но если любишь работу — все получается и приносит радость!»

Сергей Киатров: «Вот эта картинка - 12 кадров в секунду. Такая замечательная лошадка бежит. И у нее последний и первый кадр одинаковые. Наш глаз видит промежуточную стадию, когда ноги поджаты у коня - если этого не будет, конь движется слишком быстро. Вот, например, 24 кадра в секунду. мы видим, что ноги начали рябить.»

Художник Даша МИТРОФАНОВА объяснила нам, как создается последовательность действий и на примере сцены, в которой мальчик после купания стряхивает свою одежду, созданной в TVPaint Animation.

«По сценарию он зашел за дерево. Мы видим только его руки, — поясняет художник. — Нужно сказать, что каждое движение анимационного персонажа — это минимум 10 рисунков и целые недели работы. В моем случае это 38 кадров, каждый — отдельное изображение. Потом я воспроизвожу и исправляю свои недочеты, чтобы движение было живым, плавным и эффектным».

А у художницы Полины Гречкиной, пожалуй, самая масштабная задача — она создает общий план для мультфильма. Если каждое движение героя в кадре — это несколько иллюстраций, то фон на всю сцену обычно один. Кроме этого также создаются и отдельные элементы — слои в программе Photoshop: дома, деревья, солнце, которые при монтаже будут накладываться на фон.

Полина Гречкина: — «При монтаже, например, это будет один слой, второй слой - это будет персонаж. Если он пойдет, камеру за ним двинут. Не нужно перерисовывать каждый раз фон. Например, если персонаж должен зайти на фоне леса, то на кадре он должен зайти за дерево. То есть лес - один слой, дерево - один слой, и между ними расположен слой с персонажем».

После того как изображение готово, нужно научить героев говорить. Озвучивание мультфильмов иногда приходится делать несколько раз: актеры и режиссер по-разному понимают характеры персонажей и обстоятельства сюжета. Затем голоса монтируются, синхронизируются и собираются в единые звуковые дорожки. «Для озвучивания животных мы обычно зовем актеров Театра юного зрителя: в детских спектаклях часто бывают звери среди действующие лиц, — поясняет главный режиссер. — Чтобы озвучить персонажей-людей, обращаемся к артистам театра Галиаскара Камала».

Когда все сцены готовы, специалисты садятся за окончательный монтаж мультфильма. Это самый быстрый и самый сложный процесс — вырезать готовые сцены приходится скрепя сердце. Однако на кону главный результат — настоящая история маленьких «живых» героев, созданных аниматорами.

Алия Шарафутдинова, АиФ-Казань

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно