11732

Высшее европейское. Что даст Беларуси вступление в Болонский процесс

№ 24 от 9 июня 2015 года 09/06/2015

«Для нашей страны это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования», - цитирует пресс-центр Министерства образования Беларуси слова министра образования Михаила ЖУРАВКОВА о вступлении в Болонский процесс, в который сейчас входят 47 стран, в том числе Россия, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина.

Разъясняя важность этого шага, министр в эфире программы «Главный эфир» («Беларусь 1») отметил: «В каждой стране, входящей в ЕПВО, система высшего образования обязательно имеет свои особенности. Никто не говорит об унификации высшей системы образования, а о каких-то общих правилах, например, о единых специализациях. О том, чтобы были дипломы единого образца, а самое главное - приложение к диплому, где описываются те предметы, которые студент изучал, и чтобы во всех странах было понятно, что это за предметы…»

Михаил Журавков обратил внимание на то, что «люди жалуются, боятся, что принятие нас (Беларуси. - Ред.) в Болонский процесс послужит толчком к массовой утечке мозгов, что дети уедут в другие страны, так как Болонский процесс предусматривает признание дипломов в каждой стране, входящей в ЕПВО». «Хочу подчеркнуть, что, например, в 2014 году более 3,5 тыс. студентов уезжали из Беларуси на стажировки и успешно вернулись обратно, - сказал министр. - Мы надеемся, что ЕПВО еще больше мотивирует наших студентов выезжать в другие университеты для прослушивания определенных курсов, но это ни в коей мере не станет причиной массового отъезда наших студентов. Иногда создается иллюзия, что в какой-то стране Европы, раз ты умный, тебе предоставляют все условия для работы на блюдечке, но это отнюдь не так. В каждой стране нужно доказывать, что ты специалист. И деньги на исследования, на преподавание нигде просто так не дают…»

Экспертное мнение

Приоритетные задачи Болонского процесса - создание ЕПВО, призванного стимулировать конкурентоспособность системы высшего образования Европы и ее привлекательность, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства. Что кроется за этими формулировками и какие перспективы появились у Беларуси, «АиФ» попросил разъяснить члена Общественного Болонского комитета Владимира ДУНАЕВА.

- Плюсом для Беларуси может стать обязательство модернизировать свою систему высшего образования в соответствии с целями, ценностями и основными направлениями политики ЕПВО, - отметил эксперт. - Это на пользу всем нам. Беларусь должна будет перейти к использованию болонских инструментов, например, европейского приложения к диплому. От этого выиграют студенты, потому что это подразумевает лучшие возможности для мобильности. Или если, например, в Беларуси будет развиваться студентоцентрический подход к обучению, при котором именно студенты и работодатели определяют, что надо изучать конкретному студенту, для того чтобы соответствовать запросам рынка труда, то это позволит существенно повысить качество образования. От этого будет польза и студентам, и работодателям. Все выиграют и от того, что будет развиваться независимая система контроля качества образования. Или если, наконец, будет создана современная система профессиональных квалификаций. Все это записано в дорожной карте, разработанной для Беларуси. И, конечно, необходимо обеспечить европейские стандарты самостоятельности вузов и академической свободы для преподавателей и студентов. Словом, мы почувствуем пользу от присоединения к Болонскому процессу только тогда, когда Беларусь начнет реформировать свою систему образования, т.е. выполнять то, к чему ее обязали на министерской конференции в Ереване.

Что было сделано

Напомним, что в 2012 году запрос на вступление Беларуси в Болонский процесс был отклонен: рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности страны присоединиться к ЕПВО в связи с невыполнением его принципов - автономии университетов, академических свобод и участия студентов в управлении образованием.

- После попытки вступить в ЕПВО в 2012 г. Беларусь кое-что сделала для сближения архитектуры своего высшего образования с европейскими нормами. Это выразилось в сокращении продолжительности первого цикла высшего образования и появлении практикоориентированной магистратуры. Такая структура больше соответствует задачам массового высшего образования, - отметил Владимир Дунаев. - Но даже здесь продвижение очень скромное и не очень последовательное. В том варианте, который пока принят в Беларуси, есть угроза еще большего снижения качества подготовки выпускников. Из-за такой непоследовательности можно вместо плюсов получить минусы. Однако самые большие проблемы связаны с конфликтом белорусских и европейских академических ценностей. Все претензии, например, к низкому уровню университетской автономии, остались в силе. Как показывает опыт других стран, без глубокого реформирования академической культуры, имплементации ценностей невозможно добиться повышения качества образования.

24-11-1

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно