Судный день микробов. Новые научные гипотезы в вопросах и ответах

"Аргументы и факты" в Беларуси № 27 04/07/2017
Гипотеза - это только гипотеза.
Гипотеза - это только гипотеза. shutterstock.com

Микроб заставляет целовать крест?

• Слышала, недавно появилась гипотеза, будто бы микробы заставляют людей участвовать в религиозных ритуалах! И зачем им это нужно? М. Александрова, Гомель

Такую гипотезу выдвинул  российский ученый из Института проблем передачи информации им. Харкевича РАН РФ Александр Панчин.  В американском журнале «Biology Direct» он в соавторстве опубликовал статью под названием «Могут ли микробы вызывать пристрастие к религиозным ритуалам? Мидихлорианы: гипотеза биомемов». «Мы предполагаем, что специфические аспекты религиозных форм поведения, наблюдаемых в человеческом обществе, могут находиться под влиянием микробов, что дает последним эволюционное преимущество. Мы акцентировали внимание на религиозных ритуалах по той причине, что некоторые из них однозначно способствуют распространению микробов, а польза от таких ритуалов для человека находится под вопросом», - пишет автор. В качестве примеров он приводит священное омовение в Ганге, куда сливаются тонны нечистот, целование святынь в христианстве (мощи, кресты), иудаизме (Стена плача) и исламе (Черный камень Каабы), к которым прикасаются миллионы человек из разных регионов, ритуальное катание по полу в индуизме. Свою гипотезу он основывает на уже известных фактах паразитирования микробов. К примеру, личинка плоского червя Dicrocoelium dendriticum манипулирует поведением инфицированных муравьев, заставляя их в ночное время взбираться на высокую травинку и закрепляться на ее верхушке, что  делает муравьев легкодоступными для крупного рогатого скота – конечных хозяев паразита. Усоногий рак Sacculina carcini влияет на самцов инфицированных крабов Carcinus maenas, меняя их гендерную роль, и они начинают присматривать за яйцами, отложенными Sacculina, как за собственными. Также он ссылается на некие исследования, установившие, что во время сезонных паломничеств в сакральные места возле реки Ганг происходят усиленное распространение и обмен генов устойчивости к антибиотикам у бактерий. Автор подчеркивает, что его гитотеза распространяется не на религию в целом, а на отдельные ритуалы. Статью рецензировали три авторитетных ученых, и все высказали сомнение в ее легитимности. Среди доводов против: в религии много ритуалов, которые, наоборот, способствуют гигиене: омовение рук перед едой, контроль полового поведения; у животных нет религии, но тем не менее они страдают от паразитов; к распространению паразитов ведут многие другие социальные действия, не только религиозные ритуалы; если следовать логике гипотезы, с развитием гигиены и санитарии должно уменьшаться количество верующих, что не доказано, и пр.

ВВП убивает языки?

• Есть прогнозы, что мировая экономика вытеснит языки и установится какой-то один земной язык. Есть ли научные подтверждения этой теории? Д. Кощеев, Барановичи

Ученые из Кембриджского университета в Великобритании провели филологическое исследование и обнаружили зависимость между вымиранием языка и ростом валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Экономический рост был одним из определяющих факторов, который может привести к исчезновению языка. По мнению ученых, это связано с тем, что по мере развития экономики один язык начинает доминировать в политических и образовательных отношениях между нациями и люди вынуждены принимать новые правила общения, чтобы не оказаться «за бортом» мировых экономических и политических событий.  По оценкам экспертов, примерно четверть мировых языков уже сейчас находятся в серьезной опасности. Между тем, считают ученые, языки и богатые культуры, связанные с ними, не должны исчезать только из-за того, что по экономическим причинам возрастает необходимость изучения международного языка. Они призывают политиков поощрять билингвов (двуязычных) для сохранения языкового разнообразия в мире.

«Апокалипсис» доказуем?

• Во многих религиях существует понятие Судного дня. А у науки есть подтверждения, что он будет? В. Змушко, Гродно

Существует Теорема о конце света (англ. Doomsday argument), которая предсказывает будущее время существования человеческой расы исходя из оценки числа живших до сих пор людей. Ее выдвинул астрофизик Брендон Картер в 80-х годах прошлого века. Она была поддержана рядом философов и ученых и является признанной научной гипотезой. По определенной формуле и демографическим данным  ученый вычислил, что мы живём в эпоху середины человечества, когда половина всех возможных людей уже родилась и умерла, и полностью человеческая раса исчезнет в течение 9120 лет (при средней продолжительности жизни в 80 лет и численности населения планеты в пределах 10 млрд человек). В зависимости от числа населения в текущих столетиях оценки могут варьироваться, но постулат, что человечество скоро вымрет, остаётся неизменным с вероятностью 95%.