40552

Школьникам - детство! Что не так со школой, учениками, педагогами и нами?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Принадлежит ли школьникам детство? 23/02/2021
Для учителя самое главное - наладить контакт с учениками?
Для учителя самое главное - наладить контакт с учениками? АиФ

Неизвестно, назовут ли нынешние подростки школьную пору чудесными годами, будут ли умиляться воспоминаниям. Мы сейчас другие, дети другие, и, главное, время другое.

О том, что мы упускаем, о прошлом и настоящем образования в стиле пост-СССР обозреватель «АиФ» поговорил с учителем географии Юрием МОНАСТЫРЁВЫМ, который более 30 лет проработал в ялтинской школе, но потом ушел оттуда.

СПРАВКА
Монастырёв Юрий Константинович. Родился в Ялте в 1959 г. Окончил Симферопольский госуниверситет, преподаватель географии. До 2015 г. работал учителем географии в ялтинской школе №12.

КОГДА У РУЛЯ МЕНЕДЖЕРЫ

- Юрий Константинович, почему, на ваш взгляд, родители сегодня часто жалуются на то, что детям трудно учиться в школе?

- Причин много. И сама школьная программа, которая, на мой взгляд, отвратительна. И потеряна та самая цепочка «от простого к сложному», которая была в советской школе: накапливание знаний, их аккумуляция и использование. Хорошие преподаватели не просто учили предмету, они учили… учиться. Понимать материал, сопоставлять с уже известным, логически встраивать в общую картину. Сейчас всё можно найти в Интернете, но как отсортировать неверное от правильного? И как понять смысл? Если ты «нулевой», никакой правильной информации из Интернета не почерпнешь, как бы ни дулся.

- Но, если сложно, значит, нужна помощь?

- Слишком рано у детей появляются репетиторы. Раньше это практиковалось лишь в выпускном классе. Когда я был классным руководителем, советовал ученикам: спроси у папы, сколько он платит репетиторам, договорись, что с тройки в четверти доберёшься до четвёрки, и попроси половину суммы себе. И деньги в семье останутся, и стимул стараться будет. Если не хочешь - никакой репетитор тебе знания в голову не вложит. И знаете, с некоторыми это срабатывало!

- Что же со школой не так?

- Я проработал в школе 35 лет. И всё это время - реформы, реформы, реформы. Главная беда нашей школы в том, что ею в последние 25-30 лет руководят непрофессионалы. Менеджеры среднего звена. Они не знают детей, понятия не имеют, как идёт учебный процесс. Например, перед самым моим уходом из школы пришла очередная проверка. Один из проверяющих интересуется: «Даёте ли вы детям итоговые тематические контрольные?» - «Да, конечно». - «Так вот, знаете, лучше, чтобы они писали эссе!» Что за бред? Какое эссе может быть на тему по географии «Чёрная металлургия»? Я тут же шучу: «Может, пусть в стихах пишут?» И мне серьёзно отвечают: «Ой, это было бы изумительно…» Эти люди не понимают, что такое школа и предметы! Физическая география - это моря, пустыни, тайга, тундра, джунгли, народы, традиции… Политическая - опять же, разные страны и то, как в них живут люди. Сейчас открываешь учебник - выплавка стали, количество произведённых автомобилей на душу населения. Это всё правильно, но детям, извините, совсем не надо! Им скучно.

УЧЕНИК - ЭТО ЛИЧНОСТЬ

- Должен ли учитель ограничиваться рамками только своего предмета?

- Однажды пришла в школу молодая женщина, моя бывшая ученица. Девочки ведь оканчивают школу и быстро становятся красавицами. А для меня они остаются теми же - курносыми, конопатыми, с бантиками и косичками. Разговорились, и я узнаю, что живёт она в Англии, стала специалистом по творчеству Толкиена. Чего пришла? Говорит: «А вы разве не помните, как на уроках географии рассказывали нам содержание его книг? И так рассказывали, что я захотела прочитать». Переводы были в дефиците, а вот на английском книгу можно было достать. И девочка налегла на английский, потом - на книги. Я горжусь этим. Она не стала географом, но что-то от моего рассказа оставило след в душе.

- То есть, по-вашему, от урока можно и отвлечься?

- Почему нет? Было у меня как-то: подготовились к проверочной работе, разложили листочки, а я обронил, что сегодня Всемирный день The Beatles. Кто-то из класса спросил: «А кто это?» - «Что, вы не знаете? Убрать листики!» И вместо проверочной я весь урок рассказывал о ливерпульской четвёрке. Это часть мировой культуры. Учитель должен уметь рассказывать про музыку, про кино, про политику. Я давал детям список литературы на лето - не тот, что предлагается по предмету для внеклассного чтения. Потому что любой нормальный пацан или девчонка должны прочитать «Сердца трёх» Джека Лондона, «Наследник из Калькутты» Штильмарка. Они должны плыть по океану с пятнадцатилетним капитаном, искать копи царя Соломона, исследовать подводное царство с капитаном Немо… А как ещё они поймут, что хорошо, что недопустимо, что такое романтика, доблесть, подвиги, а что есть насилие, трусость и подлость?..

При наличии хорошего учебника педагог не очень-то и нужен, я детям всегда говорил: последняя табуретка возьмёт книгу - и выучит. Учитель должен не учебник цитировать. И не учить жизни, это глупо. Он должен формировать личность. Разностороннюю и развитую, которая будет знать и физику, и химию, и математику… К сожалению, уходит золотая «старая гвардия». Зарплата сейчас такая, что промолчу. Кто пойдёт работать? На любое действие от школы требуют бумагу. Учитель проработал 30 лет - а ему нужно писать план каждого урока. А зачем частые курсы? Ребята, если вы хотите, чтобы у вас были нормальные учителя, прекратите над ними издеваться!

ЗАПРЕТИТЬ «МОБИЛЬНИК»?

- Сегодня я не слышу детских криков под окном. Нормальные дети должны играть в «классики», в индейцев, кричать, шуметь, собираться в дворовые компании, драться. А они живут по расписанию: школа, кружки, секции, репетиторы, домашние задания и паузы на «мобильник».

Они реально не общаются, они все - в подготовке ко взрослой жизни. Мне как-то в школе пятиклашка на ногу рюкзак, бедная, уронила, я думал, что она его кирпичами набила. А у них у всех такие рюкзаки! Зачем, скажите мне, в школе учебники, зачем их носить туда-сюда, если есть учитель, который может и должен донести суть урока?

Отдайте школьникам детство! Я всегда был категорическим противником школьной формы. Пусть ребёнок будет ярким, пусть самовыражается. Естественно, пусть будет аккуратным, чистым, без запредельно дорогих тряпок - но он должен «светиться», это же ребенок, а не солдат.

- Интернет заполнен роликами, в которых ученики провоцируют педагогов, иногда откровенно издеваются. Почему так происходит?

- Неправильно делить: они уроды, негодяи, а мы все хорошие. Не появляются ниоткуда плохие дети. Мы все - это не просто школа или семья. Мы - это общество. И если деградируем, то все вместе: дети, взрослые, учителя, родители… Надо понимать, что люди, которые живут во лжи, теряют моральные границы, осознание того, что есть добро и зло. И, увы, пока торжествует зло.

АиФ-ЦИТАТА

У учителя есть уникальная сила и возможность заложить определенные знания и сформировать мировоззрение маленького человека еще в самом детстве. И эта возможность должна быть основана на человеколюбии, честности, доброте и уважении мнения ближнего…

«Школа не имеет ничего общего с образованием. А школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», - писал Уинстон Черчилль, политик, писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1953 г.).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно