12078

Руководитель олимпийской сборной по биологии: «Эти дети – настоящие звезды»

№ 41 от 8 октября 2014 года 08/10/2014

 

О подробностях олимпиадного движения «АиФ» рассказал руководитель белорусской сборной по биологии Дмитрий САНДАКОВ, доцент кафедры физиологии человека и животных биологического факультета БГУ, кандидат биологических наук. В 2014 году Международная биологическая олимпиада прошла в Бали (Индонезия), где белорусские школьники* в числе 239 учащихся из 61 страны завоевали три медали.

- Дмитрий Борисович, сколько человек заняты в подготовке участника олимпиады? Как построен этот процесс?

- Для участия в сборах по подготовке к Международной биологической олимпиаде  (МБО) приглашаются 10 человек из числа победителей Республиканской олимпиады. На первом этапе сборов происходит дополнительный отбор и формируется команда из четырех человек, которые затем участвуют во втором этапе сборов. В этот период и происходит основная подготовка. В течение месяца участники ежедневно занимаются с преподавателями биологического факультета БГУ примерно по шесть часов в день. Каждый преподаватель ведет задания только по своей теме: ботаник – по ботанике, биохимик – по биохимии, микробиолог – по микробиологии и т.п. Все педагоги – кандидаты наук, доценты, есть и доктора; всего около 15 человек. У каждого педагога – годы опыта работы по специальности и  в олимпиадном движении. А еще есть люди, которые занимаются организационными вопросами. Это уникальный коллектив профессионалов и единомышленников. Я уверен, что другого такого в Беларуси нет.

- А почему школьников курируют преподаватели вузов?

- А вы прочитайте задания МБО последних лет! Далеко не каждый школьный учитель «потянет» эти вопросы. Задания построены не на базовых знаниях, а на тонкостях и нюансах, зачастую на научных публикациях последних лет. А практическая часть – это вообще невероятно: анализ спутниковых фотоснимков, этология, статистические методы, рестрикционный анализ, электрофорез и т.п. Чтобы успешно готовить к МБО, нужно не только быть знатоком в своей области - надо еще и уметь передавать свои знания. Сложнейшие вещи надо объяснить не коллеге, не студенту, а школьнику. Уметь просто рассказать о сложном – это редкий дар.

Голый энтузиазм

-  Какие преференции получают кураторы олимпиадников?

- Кураторы не получают ничего, по крайней мере преподаватели биологического факультета, которые тратят десятки часов на подготовку школьников. Уровень оплаты труда таков, что фактически педагоги работают бесплатно – в свое свободное время и за свой счет. Неоднократно поднимал этот вопрос, но воз, как говорится, и ныне там. Хотя, в сущности, чем школьная олимпиада отличается от спортивной? Да ничем! И там, и там люди защищают честь страны, демонстрируют мощь национальных технологий. Просто в одном случае соревнуются в силе мышц и скорости бега, в другом  – в мощности ума и скорости мышления. Но при этом в команды по футболу у нас вкладывают миллиарды, а в команды олимпиадников-международников по биологии, химии, физике – копейки. А что важнее для страны – иметь хороших футболистов или блестящих химиков? Что важнее – показать, как мы хорошо гоняем мяч, или продемонстрировать, что у нас есть светлые умы для развития химии или биологии? Надеюсь, кто-нибудь задумается над этими вопросами.

- Дети из каких стран чаще всего завоевывают «золото» на биологических олимпиадах? В чем они сильнее наших школьников?

- Чаще всего – из Японии, Китая, Сингапура, Тайваня. И я не скажу, что наши школьники менее талантливы, - дело в системе подготовки. Эти страны тратят колоссальные средства на образование, у них на государственном уровне ценят интеллект, знания, ученых, педагогов. И при этом по теоретическим знаниям наши школьники не уступают ни японцам, ни китайцам. Мы отстаем в практических навыках работы на высокотехнологичных приборах.

Посмотрите хотя бы на Казахстан. Там вкладывают в подготовку олимпиадников раз в сто больше средств, чем у нас. И результат виден: сегодня они выступают с нами на равных, хотя еще 5 лет назад именно наши специалисты помогали казахам налаживать систему подготовки. Если ситуация не изменится, наше отставание будет увеличиваться. Мы сегодня «выезжаем» на бескорыстном энтузиазме наших преподавателей. Надолго ли его еще хватит?

Каторжный труд и сила воли

- Следите ли вы за дальнейшей карьерой своих олимпиадников? Находят ли они в Беларуси применение своим знаниям?

-  Большинство «международников» выбирают медицинскую карьеру. В нынешнем году ни один из участников МБО не поступил на биофак. А вообще, вопрос сложный. Школьники, которые участвуют в олимпиадах, – это необыкновенные дети, которые требуют индивидуального подхода. Уровень познаний, который требуется для получения медали на МБО, далеко превышает уровень среднего школьного учителя. И вот с этим громадным багажом знаний человек попадает в вуз, где ему уже не могут уделять индивидуальное внимание. Часто это приводит к тому, что интеллектуальный потенциал начинает нивелироваться, человек теряет «запал». Это проблема, которая требует серьезного осмысления. Еще одна проблема: по окончании учебы многие олимпиадники уезжают работать за границу.

- В чем мотивация детей к достижению высоких учебных результатов?

- Не знаю. Для меня эти дети – какие-то пришельцы из других миров. Для того чтобы овладеть набором знаний, достаточным для получения хорошего результата на МБО, необходим воистину каторжный труд. Помимо этого нужны фанатичная увлеченность и сила воли, потому что без этого невозможно осилить сотни страниц учебников по ботанике, зоологии, генетике, молекулярной биологии, микробиологии, теории эволюции, экологии, биохимии, анатомии и физиологии животных и растений и т. п. Вот кого надо показывать по телевизору, эти дети и есть настоящие «звезды», а не те певички, которых нам день и ночь крутят по ТВ.

- Что в большей степени определяет высокие достижения в учебе: одаренность или методика преподавания?

- Я бы сказал - и то, и другое плюс количество труда. Приведите обычных детей на сборы по подготовке к олимпиаде – они не поймут 80% того, о чем будет идти речь. С другой стороны, самый талантливый школьник, который будет «вариться в собственном соку», едва ли достигнет высокого уровня. Ему нужна помощь педагога, который знает специфику олимпиад, особенности заданий, может направить усилия и энтузиазм ребенка в нужное русло. Ученик и учитель –  в сущности единый интеллектуальный организм. Победа школьника принадлежит не только ему, но и учителю, который заинтересовал предметом, и педагогам, которые его подготовили, и родителям, которые создавали для него условия. Важно все, всему нужно уделить должное внимание. Тогда и будет хороший результат.

 

* Серебряную медаль завоевала Татьяна Скугаревская, учащаяся 11-го класса лицея БГУ, «бронзу» – Екатерина Драгунова, учащаяся СШ №15 Могилева, и Маргарита Курбан, учащаяся лицея БГУ.

КСТАТИ

Победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад зачисляются в белорусские вузы без вступительных испытаний:

  • при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания (за исключением специальностей ”Международные отношения“, ”Международное право“, ”Правоведение“, ”Экономическое право“, ”Государственное управление и право“);
  • при поступлении на медицинские специальности (победители олимпиад по химии и биологии)
  • при поступлении на физические, математические и технико-технологические специальности (победители олимпиад по информатике и астрономии).
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно