Марсианские хроники. Энтузиасты более века ищут жизнь на Красной планете

Сама история поисков жизни на Марсе заслуживает отдельной книги. С того самого момента, когда астрономам стало понятно, что Луна совершенно безжизненна, а лунатики существуют лишь на самой Земле, взгляды ученых были обращены к Марсу.

Загадка автора «Гулливера»

Из всех планет Солнечной системы именно этот воинственный сосед Земли более всего подходил для обитания потенциальных «братьев по разуму».

Фото globallookpress.com

Наблюдения за Марсом начали еще древнеегипетские астрономы. К началу XVII века ученые определили период вращения планеты, наклон ее оси, обнаружили полярные ледяные шапки. Кроме того, на поверхности были выделены различные оптические поверхности, в частности, темные территории, которые были приняты за «моря».

Одна из самых больших загадок Марса связан с его спутниками Фобосом и Деймосом и английским писателем Джонатаном Свифтом. В 1726 году в своих знаменитых «Путешествиях Гулливера» писатель подробно описал достижения лапутянской астрономии. В подробном описании научных результатов ученых вымышленной страны Свифт рассказал о двух спутниках планеты Марс.

Все бы ничего, но Фобос и Деймос были открыты лишь через 150 лет после выхода книги, в августе 1877 года.
До сих пор ученые и биографы Джонатана Свифта бьются над загадкой этого «астрономического» пророчества.

«Каналы» продержались до «Маринера»

В XIX веке, с улучшением приборов, начался настоящий бум изучения Красной планеты. Была составлена подробная карта Марса.

В 1877 году итальянский ученый Джованни Скиапарелли открыл на поверхности Марса сеть длинных прямых линий, которые астроном назвал «каналами». «Марсианские каналы» в течение десятилетий считались самым весомым аргументом защитников версии о существовании жизни на Красной планете.

«Марсианские каналы». Иллюстрация предоставлена globallookpress.com

Американец Персиваль Ловелл развил идею Скиапарелли, прямо указав, что «каналы» - не что иное, как ирригационные сооружения марсиан. Эти мысли Ловелл в 1908 году оформил в книгу «Марс как обитель жизни», ставшую бестселлером.

У Ловелла было достаточно критиков среди коллег-астрономов, уже тогда указывавших на то, что у Марса недостаточно плотная атмосфера, а низкое давление не допускает возможности существования воды в жидком виде. Однако общественное мнение было на стороне Ловелла.

«Марсианские каналы» прожили до 1965 года, пока американский зонд «Маринер-4» не прислал на Землю снимки, показавшие безжизненную пустыню с метеоритными кратерами. «Каналы» оказались лишь сложной оптической иллюзией, вызванной несовершенством техники.

Марс атакует

Однако Ловелл успел сильно повлиять на умы современников, в частности, на знаменитого писателя-фантаста Герберта Уэллса.  В 1898 году Уэллс опубликовал книгу «Война миров», описав в ней вторжение марсиан на Землю.
Спустя 40 лет книга Уэллса заставила многих поверить не только в существование марсиан, но и в их агрессивные намерения.

30 октября 1938 года радиорежиссер Орсон Уэллс, однофамилец писателя, осуществил радиопостановку книги, дополнив ее сообщениями репортеров якобы с места событий. Корреспонденты описывали высадку пришельцев и начало боевых действий.

В реальность спектакля поверили сотни тысяч человек. Началась самая настоящая паника, дороги были забиты самыми настоящими беженцами, а власти безуспешно пытались взять ситуацию под контроль.
Пожалуй, это была лучшая «военная операция» в истории Марса.

С 60-х годов ХХ века исследовательские космические аппараты стали регулярно навещать Красную планету и никаких марсиан на ней не обнаружили. Но энтузиасты не отчаивались. Надежда на то, что разумная жизнь на Марсе существовала когда-то и оставила после себя памятники, их не покидала. Как и надежда на то, что сегодня жизнь на Красной планете существует хотя бы в примитивных формах.

«Лицо»  на  45 километров

В 1976 году американский аппарат «Викинг-1» прислал фотографии с Марса, на которых исследователи рассмотрели громадных размеров… лицо. «Любители марсиан» вскричали – вот он, памятник разумной жизни, подобный египетским пирамидам. Скептики пожали плечами – игра теней и природное образование, не более того. Однако через некоторое время на Марсе было сфотографировано еще одно «лицо», размеры которого составили 20 на 45 километров! Исследования последующих аппаратов показали, что «лица» представляют собой сильно разрушенную эрозией горную породу и вблизи похожи на рукотворные памятники весьма отдаленно. Однако сторонники версии марсианской жизни продолжают настаивать на своем.

Фото globallookpress.com

Более того, в 2006 году аппарат «Марс Экспресс» прислал снимки, на котором некоторые наблюдатели разглядели «марсианские черепа». Скептики списывают все на фантазию «открывателей», но те не намерены сдаваться.
Еще одна история о поисках разумной жизни связана не с Марсом, а его спутником – Фобосом. В 1959 году советский астроном Иосиф Шкловский, изучив имеющиеся на тот момент данные о плотности Фобоса, заявил, что если они верны, то спутник Марса – полый внутри. А это,в свою очередь означало, что Фобос – искусственное небесное тело, может быть, даже звездолет!

Впоследствии, данные о плотности Фобоса оказались ошибочными, но фантасты и мечтатели предпочли этого не замечать.

Как марсиане вредительством занимались

При этом и Деймос, и Фобос в любом случае вызывают интерес у исследователей. По мнению многих, неправильная форма спутников и особенности их поведения могут свидетельствовать, что они являются астероидами, притянутыми Солнечной системой, что называется, со стороны.

И в 1988 году советские ученые решили раскрыть тайны Фобоса.  К спутнику Марса были отправлены две межпланетные станции – «Фобос-1» и «Фобос-2». Однако их миссия закончилась провалом. «Фобос-1», успешно стартовав 7 июля, более месяца двигался в заданном направлении, пока 29 августа аппарат не получил ошибочную команду, в результате которой потерял ориентацию и прекратил выполнение программы.

«Фобос-2» стартовал  12 июля 1988 года. 25 марта 1989 года он приблизился к спутнику на расстояние 191 км. На 4 апреля было запланировано десантирование посадочной станции на поверхность, однако 27 марта станция на связь не вышла. Все попытки восстановить контакт не увенчались успехом. Причем незадолго до потери связи «Фобос-2» передал снимки странного объекта на поверхности Марса, который кое-кто даже назвал «инверсионным следом ракеты».Разумеется, сторонники версии «марсианской жизни» по сей день уверены в том, что с «Фобосами» расправились жители Красной планеты, не желающие раскрывать свои секреты.

Подлила масла в огонь и неудача с запуском в 2011 году станции «Фобос-грунт», хотя тут скорее надо говорить не о марсианских происках, а об обычном разгильдяйстве.

Как бы то ни было, загадок у Красной планеты по-прежнему хоть отбавляй. А пока это так, окончательного ответа о наличии  жизни в каких-либо формах на этой планете, не будет.

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно. Наука пока не в курсе.

Андрей Сидорчик