15242

«Надо повышать не только нагрузку, но и оклады педагогам», - профсоюз работников образования и науки

№ 43 от 23 октября 2013 года 23/10/2013

О правах и окладах

- У профсоюза нет ощущения, что школьные учителя сегодня бесправны, что действенного механизма защиты педагога в спорах с администрацией школы, управлением образования нет?

dapiroРоман Дапиро:- Отраслевой профсоюз сделал достаточно много в области контрактной формы найма. Так, в отраслевом Соглашении между Министерством образования и нашим профсоюзом на 2013-2016 гг. есть нормы, согласно которым наниматель обязан продолжать трудовые отношения с работающим по контракту добросовестным, имеющим соответствующую квалификацию работником. Более того, оговорены сроки в зависимости от уровня квалификации, социальных факторов.

Если наниматель все же не продлил прежний или не заключил новый контракт с добросовестным работником, в соответствии с отраслевым соглашением педагог может потребовать у нанимателя письменного обоснования причин. В большинстве случаев при наличии каких-либо субъективных ситуаций эта норма останавливает руководителей. Но не всегда. Достаточно часто профсоюзу приходится вмешиваться в вопросы продления, заключения новых контрактов. Бывают случаи, когда помочь педагогу сложно, например, при отсутствии нагрузки. Но даже в таких случаях профсоюзу удавалось отстоять добросовестных, квалифицированных педагогов.

Знаю массу примеров, когда принципиальные учителя добивались разрешения проблемных вопросов, более того, после этого их отношения с руководителем становились даже лучше. Но это зависело от их профессионализма и, безусловно, от мудрости руководителей. Хотелось бы, чтобы таких учителей и руководителей было большинство.

- Учителя отмечают, что при повышении тарифной ставки первого разряда не всегда происходит адекватное увеличение зарплаты: за счет уменьшения надбавок и прочих стимулирующих выплат в итоге получается столько же, сколько раньше, или даже меньше. Нужно ли сегодня ставить вопрос об увеличении в первую очередь окладов педагогов, чтобы их доход не зависел главным образом от дополнительных выплат?

gerasimovitchВалентина Герасимович:-  На сегодня размер тарифной ставки первого разряда невысок (с 1 сентября 2013 года - 260 000 руб.). Также - низкое соотношение тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и крайне невысокие корректирующие коэффициенты. Отсюда и малые размеры окладов работников образования, которых хватает лишь на покрытие первоочередных нужд.

Отраслевой профсоюз направлял обращения в Совет министров, Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в них говорится о необходимости совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций путем проведения оптимизации Единой тарифной сетки и увеличения размера тарифной ставки первого разряда до уровня бюджета прожиточного минимума.

Предполагается, что соответствующая норма будет включена в Генеральное соглашение между Правительством РБ, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014 – 2015 годы. Министерство образования с учетом предложений профсоюза формирует проекты документов, которые должны улучшить ситуацию. Но источники финансирования еще не определены. Считаем, что без направления на это дополнительных бюджетных ассигнований вопрос решить невозможно. При всех трудностях в бюджетной политике это сделать необходимо, ведь нормы нагрузки пересмотрены, а стоимость часа принципиально не повышена.

О внеучебной нагрузке

- Одна из часто озвучиваемых проблем – большой объем внеучебной деятельности школьных педагогов. Например, управления образования, не стесняясь, вывешивают на сайтах приказы «создать рабочие группы из числа педагогов, учащихся, родителей для осуществления покраски заборов в населенных пунктах»…

Роман Дапиро: - К сожалению, проблема есть. Многое в этом вопросе зависит от местных властей. Социально значимая деятельность должна иметь свои четкие рамки. Волонтерство среди обучающихся и педагогических работников надо приветствовать. Но это не должно мешать образовательному процессу и нарушать права учителей в части продолжительности рабочего времени, характера деятельности. Иначе говоря, и руководители, и педагогические работники должны четко чувствовать грань, за которой воспитательная работа переходит в иные, иногда негативные составляющие.

Подчеркнем: покраска и иные аналогичные виды работ относятся к работам, требующим соответствующих знаний, навыков, прохождения медосмотра, проведения инструктажа, документального оформления. В таких случаях мы рекомендуем работникам обращаться за разъяснением в профсоюзные органы. У нас есть правовые и технические инспектора труда, которые могут дать квалифицированную консультацию, при необходимости вмешаться в ситуацию.

- Нам позвонили несколько учителей физкультуры и рассказали, что, помимо 20 учебных часов, они вывозят детей на соревнования, организуют массовые мероприятия, досуг детей в спортзале во внеучебное время. Но если раньше им оплачивали это как  внеклассную работу, то с нынешнего года администрации школ заявляет, что эту работа оплачивать не будет...

Валентина Герасимович:- Для решения этих вопросов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в учреждениях общего среднего образования вводятся должности руководителей физического воспитания. Согласен, что в рамках переходного периода определенные накладки в решении этих вопросов есть. Но необходимо признать, что и существовавшая ранее практика внеклассной работы и ее оплаты также была далека от идеала, учителя жаловались на размеры оплаты и т.д. Вернуть ситуацию назад невозможно, так как это будет противоречить Кодексу, но вопрос введения должностей руководителей физического воспитания находится на контроле как в Министерстве образования и отраслевом профсоюзе.

- Педагоги сообщают, что, несмотря на Кодекс об образовании, который запрещает устанавливать учреждениям образования нормативы по платным услугам, отделы образования не только устанавливают такие  планы, но постоянно повышают их размер...

Роман Дапиро:- Действительно, ст. 138 Кодекса об образовании запрещает учреждениям образования устанавливать нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности. Вместе с тем Советом министров РБ республиканским органам госуправления, облисполкомам и Минскому горисполкому доводятся показатели прогноза социально-экономического развития. Руководствуясь Законом о местном самоуправлении, на местах разрабатываются и утверждаются планы развития видов экономической деятельности. В рамках этой работы соответствующие планы доводятся всем бюджетным организациям. Но доведение их учреждениям образования противоречит Кодексу, поэтому их можно рассматривать только как некий ориентир. Профсоюзу в ряде случаев удалось отстоять права руководителей учреждений, к которым за невыполнение таких планов применялись меры дисциплинарного взыскания. Соответствующие приказы были отменены. Важно, чтобы местные власти четко понимали: основная функция учреждений образования - не в организации платных слуг, а в обеспечении качества образования. Платные услуги могут и должны оказываться, когда для этого есть условия и спрос потребителей услуг.

О стимулах

- Сегодня ввели новые правила аттестации педагогов. Но если в России при новых правилах учитель высшей категории получает прибавку 75% к окладу, то у нас разница между первой и высшей категорией составляет 10% (40% против 30%).  Видите ли вы в этом проблему?

Валентина Герасимович:- Над этой проблемой профсоюз работает постоянно. В этом вопросе с нами солидарно и Министерство образования. Найдены пути решения, и при первой же возможности определения источника финансирования соответствующие документы будут приняты. Отрасль должна больше платить за квалификационный уровень, чтобы педагог стремился к повышению своей квалификации. Пока же разница в зарплате работников второй, первой, высшей категории незначительна. Но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а отражением качества образования и уровня зарплаты. Пока такого, к сожалению, нет. Но мы надеемся на решение этой проблемы в ближайшее время.

- Около года назад были сообщения о том, что докторам/профессорам будут доплачивать к пенсии значительную сумму за звание. Как обстоят дела с реализацией этого предложения?

Роман Дапиро:- Данный вопрос активно прорабатывается. На прошедшем недавно в Беларуси XXVI съезде Евразийской ассоциации профсоюзных организаций университетов первый заместитель министра образования А.И.Жук озвучил принципиальную позицию образовательного ведомства - решить этот вопрос в ближайшее время.

Проект соответствующего нормативного правового акта разработан специалистами Минобразования. Сейчас идет поиск путей решения вопроса.

- Какие практические действия реализует профсоюз по защите прав учителя в обществе?

- В текущем году отраслевой профсоюз направил Министерству образования предложения по оплате труда работников системы образования и путях ее повышения, пенсионном обеспечении педагогов, медицинском обслуживании, санаторно-курортном лечении, коммунальных платежах, льготных условиях кредитования строительства жилья, компенсации педагогам их затрат на проезд, гарантии в сфере образования, стимулирование высоких профессиональных достижений и т.д.

Мы участвуем в работе по формированию проектов документов по вопросам оплаты труда, контролируем своевременность и полноту соответствующих выплат на местах. Нами предпринимаются меры по восстановлению средств, не выплаченных нашим работникам по вине нанимателей.

Кроме того, мы постоянно контролируем своевременность обсчета и расходования средств экономии фонда заработной платы, так как регламентирующих документов по этому вопросу крайне недостаточно. Иногда суммы восстановленных средств даже по одному учреждению исчисляются десятками миллионов, а все это идет на выплаты работникам отрасли. Не всегда наша работа видна, но, поверьте, это весомый вклад даже в тот уровень зарплаты, который существует на сегодня. Чтобы его повысить, необходима более эффективная работа экономики, понимание со стороны руководителей, финансистов. Сегодня на всех уровнях есть возможность поддержать работника системы образования. Не хватает средств, но иногда не хватает и воли отдельных руководителей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно