3104

Рынок труда: итоги 2015-го, тенденции 2016-го

В прошедшем году компании реже открывали новые вакансии на фоне повышения спроса на рабочие места. За год количество опубликованных вакансий сократилось на 14,9%, а  количество резюме  возросло на 20,6%.

В начале 2015 года наблюдалось падение количества вакансий в сравнении с аналогичными периодами 2014 года по всем профессиональным областям (-31,1%). В первом квартале 2015 года по сравнению с 4-м кварталом 2014 года мы также наблюдали отрицательную динамику (- 26,1%), а  вот с апреля 2015 года ситуация начинает выравниваться. В 2-м квартале 2015 года мы наблюдали рост количества вакансий на 13,9% по сравнению с 1-м кварталом 2015-го, а в 3-м квартале –  на 14,7% по сравнению с 2-м кварталом 2015-го. В конце года снова наблюдался  спад: это объясняется тем, что компании не спешили подбирать персонал в связи с  предстоящими праздниками.

Рассматривая ситуацию на рынке труда, стоит отметить, что прирост резюме наблюдался на протяжении всего 2015 года.  Начиная с весны 2015 года активность соискателей стала снижаться, хотя все еще наблюдался прирост резюме. Но если в 1-м квартале прирост составил 18,2% по сравнению с предыдущим кварталом, то в 2-м квартале этот показатель остановился на отметке 3,6%, а в 3-м квартале  - на отметке 2,8%. В конце года количество резюме выросло на 10,5% по отношению к 3-му кварталу. Это говорит о том, что  соискатели не ослабили своих усилий в отношении  трудоустройства даже в предпраздничный период.

Чаще всего искали работу в 2015 году представители следующих профессиональных сфер: «Рабочий персонал»  (прирост резюме +75,57%), «Безопасность» (+49,15%) и «Административный персонал» (+42,73%).

На данный момент наиболее востребованными на рынке труда Беларуси остаются  представители сферы продаж и информационных технологий. Но  сложная экономическая ситуация провоцирует некоторые изменения в структуре востребованности вакансий: значение одних профессиональных сфер возрастает, других – падает. Так, например, на третье место по востребованности в 2016 году выходит «Маркетинг, реклама, PR» вместо сферы «Рабочий персонал». Тяжелые времена сейчас переживает рынок медиа, туризма, автомобильной отрасли. Большие трудности возникают у компаний премиального сегмента, так как население переходит на более дешевые товары и услуги. Обостряется ситуация на рынке строительства и недвижимости. Более благоприятно на этом фоне чувствует себя рынок недорогих развлечений,  ретейла, фастфуда.

Конкуренция

В 1-м квартале 2015 года конкуренция за рабочие места в целом по Беларуси составила 15,7 резюме на одну вакансию. Практически по всем профессиональным областям мы наблюдали постепенное снижение конкуренции до 4-го квартала  2015 года, когда снова был отмечен всплеск на рынке труда.   По некотором  вакансиям (бухгалтеры, юристы, топ-менеджеры) конкуренция росла  на протяжении всего 2015 года.

Несмотря на высокую конкуренцию, закрывать сложные вакансии по-прежнему непросто. Высококвалифицированные сотрудники, способные занять указанные должности,  в сложившихся экономических условиях держатся за свои рабочие места, к тому же  компании  делают ставку на удержание таких сотрудников.

По данным опроса Исследовательского центра РАБОТА.TUT.BY, проведенного среди 76 компаний, большинство не планируют открывать новые рабочие места и активно подбирать персонал в 2016 году.  Более половины работодателей, принявших участие в опросе, планируют закрывать только текущие вакансии, более 14% не планируют осуществлять подбор в 2016 году. Четверть опрошенных работодателей рассматривают возможность создания новых рабочих мест, массовый подбор планируют лишь 10% респондентов.

Как показал опрос, компании не планируют существенного изменения в уровне заработных плат. Более 45% опрошенных работодателей готовы пересматривать зарплаты персонала только в индивидуальном порядке, треть компаний изменений не планируют, остальные  планируют незначительные колебания.

А вот сотрудники компаний  очень рассчитывают на рост заработной платы в 2016 году (73%).

Работодатели ждут от персонала ответственной и добросовестной работы в предстоящем году, выполнения и перевыполнения планов, желания брать на себя дополнительные обязанности и проекты, энтузиазма в работе, а также планируют делать ставку на нематериальную мотивацию сотрудников.

Резюмируем основные тенденции рынка труда на 2016 год:

  • В условиях сложной экономической ситуации срок поиска работы увеличивается, причем чем выше позиция, тем дольше поиск.
  • У работодателей меняются критерии выбора сотрудников, а именно: работодатели отдают предпочтение тем кандидатам, которые способны быть гибкими и работать в условиях многозадачности.
  • Сложные вакансии (узкие специалисты, топ-менеджерские позиции, высококвалифицированные сотрудники) по-прежнему закрываются сложно.
  • Непростая экономическая ситуация влияет на структуру востребованности вакансий на рынке труда: наиболее востребованными на рынке труда остаются специалисты в сфере продаж и информационных технологий,  на третью позицию вместо сферы «Рабочий персонал», как было в 2014 году,  выходит «Маркетинг, реклама, PR».
  • Большинство работодателей не планируют подбор персонала и открытие новых вакансий в 2016 году.
  • Основные усилия в работе с персоналом будут направлены на удержание ключевых сотрудников.
  • Основное внимание в работе с персоналом будет уделяться нематериальной мотивации. На фоне роста зарплатных ожиданий соискателей работодатели не планируют существенно изменять уровень заработных плат персонала.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно