37721

Почему сегодня учитель уже не авторитет для ученика, а родителям не до воспитания? Кого мы вырастим?

№ 9 от 3 марта 2010 года 03/03/2010

В городских же учреждениях образования все больше противоречий. Ученики недовольны монотонным конвейером учебы и своим 8-часовым рабочим днем (вместе с домашним заданием). Родители возмущаются тем, что школьное обучение не гарантирует поступления в вуз и надо тратиться на репетиторов. Наиболее просвещенные из них указывают на отсутствие выбора в системе школьного образования: только 3-5 % белорусских школ охвачены экспериментальной деятельностью с новыми подходами и методиками. Учителя недовольны тем, что являются низшим звеном в системе и вынуждены работать по установленным сверху правилам, не имея возможности развития собственной инициативы. Во что выливаются эти конфликты и как их предотвратить - об этом журналисты и эксперты «АиФ».

Эта история случилась недавно в школе одного из райцентров Ставропольского края. История неоднозначная. Имена её участников изменены, потому что она не закончена.

Сорвать урок - типичная забава части учеников старших классов. Об этом знают учителя и реагируют по-разному: не обращают внимания, вступают в полемику, выгоняют из класса. Когда восьмиклассник Михаил в очередной раз стал мешать вести урок, учитель решила обратиться за помощью к старшему дежурному по школе. «Мне казалось, что слово одиннадцатиклассника будет для него весомее, чем моё», - говорит теперь Ирина Михайловна. Никто в тот момент не думал, что всё закончится уголовным делом. Сначала были попытки разговора, а потом Михаил пнул ногой старшего дежурного Ивана и обозвал нецензурным словом. За что получил от того по губам. «Тебе теперь не жить, - пообещал Михаил. - А ты (это уже к учительнице) вообще пожалеешь, что здесь работаешь».

«Вам в школе нет места», - заявила на следующий день пришедшая в школу мама восьмиклассника. «Да, я была неправа и приношу свои извинения, но, может, и вы, со своей стороны, объясните сыну, как надо вести себя на уроках», - пыталась поговорить с ней Ирина Михайловна. Но диалога не получилось. А через несколько дней на Ивана было заведено уголовное дело о причинении малой физической силы по заявлению матери Михаила. «Если уйдёшь из школы по собственному желанию, заберу заявление», - озвучила своё условие родительница. Выбора у Ирины Михайловны не было: Иван - её родной сын. Отдав школе и детям больше 15 лет жизни, она уходила оттуда почти преступницей.

Ученики Ирины Михайловны решили отстоять любимую учительницу, тем более что однозначно отреагировали на историю: виноват Михаил. Они устроили у отдела образования города митинг с требованием разобраться в ситуации по справедливости. Чиновники разобрались: директор школы и завуч написали заявления по собственному желанию, в школе идут проверки. Уголовное дело на Ивана не заведено, Ирина Михайловна до сих пор не может прийти в себя, мать Михаила однозначно уверена в своей правоте, а он по-прежнему ведёт себя на уроках развязно. Новый директор школы от официальных комментариев отказалась. Учителя на условиях анонимности говорят, что теперь они совершенно беззащитны перед такими учениками, как Михаил. А часть учеников в голос заявляют: мы - заказчики услуг, которые нам предоставляют учителя, если нам кто-то из них не нравится, мы его уберём. Большинству из них не нравится, когда им делают замечания за плохое поведение и ставят двойки за неуспеваемость. Замкнутый круг.

Иван ШЕСТАКОВ


«Дети богачей считают нас прислугой»

Голландец Микки Р. уже 15 лет живёт в России и несколько лет проработал учителем английского в престижнейшей московской школе. После окончания договора он буквально сбежал из учебного заведения для особо обеспеченных.

«В этой школе учатся дети российских олигархов. Стоит обучение примерно 1,5 тысячи евро в месяц. О водителях, телохранителях, шикарных машинах и одежде, думаю, вы догадываетесь. Но я никогда не предполагал, чтобы так отмечали детские дни рождения! Как-то утром застал в коридоре группу одетых в чёрное людей, которые растягивали плакат в школе «С днём рождения, Миша!», другие в это время разливали в хрустальные бокалы... вино и шампанское, раскладывали на столах чёрную икру. И это всё для ребёнка во втором классе! Был скандал. Но это не помешало отцу привезти настоящий зверинец, чтобы показать цирковое выступление. В школе! Без всякой страховки от хищников! Зато Миша сразу стал очень важным, крутым, его даже пятиклассники начали побаиваться.

Ни один ребёнок не уважает учителей, они относятся к ним как к прислуге. А когда директор говорит, что отчислит за неуспеваемость, смеются ему в лицо. При этом по итогам сдачи госэкзаменов у всех детей было только «отлично». Затем они поступали в лучшие университеты страны. Не раз слышал, как родители говорили: папа не учился и миллионы сделал (не заработал - сделал!), и ты не пропадёшь, просто диплом нужен. Частично они уже переняли опыт отцов. Девятиклассники ездят без прав, бьют машины и никого не боятся, даже милиции. А отношения выясняют по-взрослому: банда на банду - чаще всего это родительская охрана. Эти олигархические отпрыски совсем не знают жизни, никогда не спускались в метро, не общались с детьми из других социальных слоев, не подозревают, что в их стране есть бедные и больные. Повзрослев, они нередко становятся топ-менеджерами в крупных компаниях. А фамилию одного своего ученика я уже видел в списках политической партии на выборах. Они ещё будут управлять вашей страной!»

А ЧТО В БЕЛАРУСИ?

09_35-03Роман ДАПИРО, заместитель председателя Белорусского профсоюза работников образования и науки:

- В Беларуси притеснения и оскорбления учителей со стороны учеников так широко, как в России, конечно, не распространены. В профсоюз таких жалоб не поступало, и судов о защите чести и достоинства педагогов, насколько я знаю, не было. Но и о пиетете в отношении к учителю, который был еще 20 лет назад, тоже сейчас говорить не приходится. Сегодня появилось много желающих подвергнуть ревизии методику или компетенцию учителя. Здорового доверия к педагогу как к профессионалу в нашем обществе уже не хватает. В этом и уязвим современный учитель. Хотя на то есть и объективные причины. Раньше учитель был единственным информационным каналом, «светочем». Сегодня ученики могут взять информацию из множества источников. Но все равно никто не заменит учителя в плане адаптации информации.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

ТВ - для учителей, а не для бандитов

На советском ТВ когда-то были передачи, которые смотрели миллионы: творческие вечера с народными учителями. Шаталов, Лысенкова, Никитины...

Их знала и слушала вся страна. Они поднимали авторитет учителя в глазах миллионов родителей, задавали планку для своих коллег. Сегодня о педагогах-новаторах, педагогах-личностях вообще не слышно. Наверняка они есть, но для них нет эфира. Я сама работала в школе и вижу, что образовательные потребности растут и у учеников, и у родителей. Они уже не довольствуются учебными планами, хотят, чтобы им мотивировали, почему это они должны знать теорему Пифагора, к примеру. Родители с удовольствием вступают с педагогами в дискуссию, желают слышать передовые мнения о педагогике, о роли школы.

Поэтому спрос на такие творческие вечера есть и будет. Может, наконец, вывести в телевизионные герои таких педагогов вместо бандитов и персонажей из сериалов «Школа» или «Универ»?

Нина Григорьева, Гомель

 

«Мы оказались у разбитого корыта»

09_35-02Владимир СОЛОВЬЁВ (отец шестерых детей):

Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе.

Советская школа - хорошая она была или плохая - базировалась на неких краеугольных камнях. Там существовала чёткая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда всё рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта. И сейчас, когда мы пытаемся привнести некие западные элементы и называем это всё ЕГЭ, то в конечном итоге вносим окончательное смятение и в школу как систему, и в души и умы учеников и учителей.

В эпоху СССР было понятно, кого, куда и зачем выпускает школа. А кого, и главное - куда она выпускает сейчас? В какую жизнь? С какими моральными критериями? Что мы должны сказать детям: КАКИМИ они должны быть, если хотят добиться успеха в жизни? Ролевая модель поведения, пример для подражания для них - это кто? Явно не учителя! Разве может учитель быть авторитетом, если родитель в случае какого-то конфликта может позволить себе прийти и, не стесняясь в выражениях, прямо при ребёнке высказать учителю всё, что он о нём думает, заставить педагога вести себя так, как он, папа, считает нужным? Складывается странная ситуация: с одной стороны, дети оказываются совершенно беззащитными перед произволом учителей. С другой - учителя не менее беззащитны перед произволом учеников и их родителей. Идёт война всех со всеми. Добавьте к этому копеечное финансирование школ и необходимость выживать любой ценой! Они и выживают: в школе, в которой я когда-то учился, в подвале оборудовали какие-то мастерские, а в библиотеке пытаются открыть сауну с массажным кабинетом. Разве это нормально?!

В ситуацию надо вмешиваться незамедлительно. Иначе через несколько лет мы получим жёстко разделённое классовое общество, в котором дети изначально будут иметь разные стартовые условия для дальнейшей жизни. А закончив школу, они окажутся в несмешиваемых социальных средах. У них будет колоссальная разница в образовании, в представлениях о жизни. И мы получим идеальные условия для социального взрыва.

О БЕДНОМ УЧИТЕЛЕ

Платить надо больше

Министерство образования Беларуси при участии ЦК профсоюза разработало предложения по усилению дифференциации оплаты труда педагогов в зависимости от качества и результативности их труда. Как отметил заместитель министра образования Казимир Фарино, соответствующие предложения внесены на рассмотрение в Совет Министров. Как считает Казимир Фарино, принятые в 2009 году меры по совершенствованию оплаты труда работников отрасли были очень актуальны. Так, согласно декрету № 15 Президента Беларуси и программе развития дошкольного образования были повышены на 5 % тарифные оклады педагогическим работникам, помощникам воспитателей дошкольных учреждений, установлены доплаты молодым специалистам и надбавки руководителям общеобразовательных учреждений за наличие квалификационной категории (от 15 % до 30 % тарифного оклада). Руководителям учебных заведений предоставлено право устанавливать доплаты за совмещение должностей, увеличение объема выполняемых работ и др.

В результате зарплата повышена более 220 тыс. работников учреждений образования. Вместе с тем принимаемые меры по совершенствованию оплаты труда являются недостаточными. «Именно поэтому после консультаций со всеми заинтересованными ведомствами разработаны предложения по усилению дифференциации оплаты труда педагогов в зависимости от качества и результативности их труда», - отметил Казимир Фарино.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Тадеуш СТРУЖЕЦКИЙ, заместитель министра культуры Беларуси:

- Необходимо возвратить гуманитарный курс в учебные заведения. Если мы этого не сделаем, то будем получать отличных специалистов и в то же время людей с очень невысокой общей культурой и культурой поведения в быту. Культура - это то, чего нашему обществу не хватает.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно