Корреспонденту «АиФ» удалось пообщаться с заслуженным деятелем физической культуры БССР, доцентом Белорусского государственного университета физической культуры, режиссером-постановщиком знаменитых гимнастических «ваз» Георгием Борисовичем РАБИЛЕМ.
После окончания Великой Отечественной войны Георгий Рабиль решил осуществить свою мечту – поступить в Одесское мореходное училище. Вместе с лучшим другом отослали документы. Но пришел ответ: товарища приняли, а его нет. Сказали, что опоздал с документами... Мама шутила потом, что, наверное, фамилия им не понравилась. Позже увидел объявление о наборе в Чкаловский (Оренбургский) техникум физической культуры: а там - хлебная карточка 500 граммов, бесплатная спортивная форма. Заманчиво. Так гимнастика захватила его на всю оставшуюся жизнь.
После окончания техникума Георгий Рабиль попал в Белорусский институт физкультуры. В то время заведующим кафедры гимнастики был заслуженный тренер БССР, заслуженный деятель физической культуры Александр Алексеевич Губанов, автор знаменитой живой «вазы». Он был режиссером-постановщиком всех спортивно-художественных композиций, представлявших Белоруссию на физкультурных парадах в Москве. Легендарный Губанов стал педагогом и наставником тогда еще молодого Георгия Рабиля, который и по сей день продолжает дело великого мастера.
Большая карьера Георгия Рабиля как постановщика массовых спортивных мероприятий началась в 1960 году в Демократической республике Вьетнам, куда он отправился в двухлетнюю командировку для подготовки национальных кадров. Там он впервые самостоятельно сделал «вазу». Конструкция для 6-метровой «вазы» была изготовлена из дерева. Потом Георгий Борисович примет участие в подготовке финальной части открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве.
- На Олимпиаде в Москве «вазу» решили не делать. Хотелось показать что-то новое и интересное, - рассказывает он. - Вместе с Александром Алексеевичем мы придумали два варианта конструкций. Это цилиндры, на каждом из которых в 4 ряда сидело 100 девочек, а наверху выступали лучшие акробаты. В конце номера девочки скидывали накладки на маечки на липучках, и цилиндры окрашивались в цвета олимпийских колец. Также мы придумали и 10 метровые кубки как символ награды за победы в спорте. Представляете - олимпийские кольца создавала сводная колонна студентов всех институтов физкультуры Советского Союза. Какой масштаб!
За много лет работы Георгию Рабилю кроме Олимпиады в Москве довелось поработать на играх Доброй воли, Средиземноморских, Центрально-Азиатских, Африканских играх и многих других спортивных форумах.
- Прежде чем воплотить идею в жизнь, надо тщательно продумать будущую композицию, - рассказывает Георгий Борисович. Он показывает мне объемные пачки чертежей и рисунков. Оказывается, режиссер-постановщик «по старинке» на бумаге рисует схемы размещения спортсменов, расписывает каждое их движение, каждую связку, делает и другие необходимые измерения и вычисления.
- Все должно быть рассчитано до сантиметра, - говорит мой собеседник.- Если сделать кое-как, то не получится цельной и красивой картины.
Кстати, однажды в Москве конструкцию для «вазы» делали специально под заказ в тогда строго засекреченном научно-производственном центре имени М.В.Хруничева. Она была сделана из высокопрочных легких сплавов и весила всего 1,5 тонны. Для сравнения: последняя «ваза» была из стали и весила 3,5 тонны. А вот нашу современную вазу в 2007 году сделали на предприятии по изготовлению аттракционов по чертежам, которые у Георгия Борисовича остались еще с советских времен. Кстати, каркас для «вазы» стоил недешево – 50 тысяч долларов.
Стало много шоу
«АиФ»: Осталась ли у вас ностальгия по советским временам? Чего не хватает сегодня нашим спортивно-массовым праздникам?
- Ностальгия есть. И мне действительно не хватает массовых спортивных праздников по гимнастике, - признается Георгий Борисович.
Он вспоминает, как в Праге на Страговском стадионе (это гигантский комплекс, по размеру равный 8 футбольным полям) проводились слеты Сокольского движения. Основателем Сокольского движения и сокольской гимнастики был профессор Пражского университета Мирослав Тырш.
Главная особенность Сокольских слетов - во-первых, отсутствие четкой взаимосвязи между отдельными номерами программы: каждая группа гимнастов выступала как бы самостоятельно. Во-вторых, особое внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле огромной массой выступающих участников - до 15-17 тысяч человек. Все это вкупе представляло собой великолепное зрелище! Это очень интересное мероприятие. Для каждого слета заранее разрабатывалась программа, потом ее рассылали участникам. Люди готовились за год-два. Причем участвовали все: дети, школьники, студенты, военные…
- Но с распадом Советского Союза все рухнуло. Жаль. Ведь это замечательная идея. Ничего подобного у нас уже давно не проводится, - сетует собеседник. - Начиная с 1952 года я слежу за каждой Олимпиадой. К сожалению, все потихоньку сводится к шоу: гимнастическая составляющая вытесняется художественными средствами, лазерными инсталляциями, фейерверками. Это все красиво, конечно… Но не то…
После длительного перерыва (знаменитая живая «ваза» до этого последний раз была показана в 1987 году) в 2007-м в Минске в День Независимости студенты Белорусского университета физической культуры выстроили 8-метровую 5-этажную «вазу». Так возродилась красивая и волнующая традиция. Живую «вазу» в Беларуси видели во всех областных центрах, кроме Витебска.
Кстати
- Белорусская «ваза», так называют ее специалисты, оказалось настолько интересной конструкцией, что ее в различных вариантах показали в 28 странах мира на 4 континентах.
- Самая высокая (10 метров) и самая тяжелая (4, 5 тонны) живая «ваза» была показана на праздновании 1500-летия Киева в 1982 году.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть