40366

Профессор Владимир КРЫЛОВ: Дух и душа – тоже наши «органы», и медицина должна это учитывать

№ 49 от 7 декабря 2011 года 07/12/2011

За плечами главного научного сотрудника лаборатории хирургии сосудов РНПЦ «Кардиология», доктора медицинских наук, профессора Владимира КРЫЛОВА - 58 лет стажа и больше 5 тысяч прооперированных людей.

- Владимир Петрович, за столь продолжительное время работы с людьми сделали ли вы открытие о сущности человека?

- Я начинал работу чистым прагматиком. Душа для меня была абстрактным понятием, даже в церковь в детстве ходил с бабушкой только за мороженое. Но потом, уже после окончания ординатуры? я стал задумываться о сакральном и читать разные книги: от Блавацкой до Библии. И пришел к выводу, что главное наше заблуждение заключается в том, что мы видим себя только телесной сущностью, грубо-вещественным телом. Как врач я замечал, что не все так просто. Многие очень больные люди живут десятилетиями и хоть бы что. Другого, достаточно крепкого, берешь на операцию, а он умирает. Я понял, что наши болезни, их течение обусловлены эгоцентризмом: жизнь ради себя, забывая о других и Того, кто создал этот мир. А ведь мы сюда пришли не случайно, а по какому-то сценарию. Если мы вписываемся в него, то нет сбоев в работе нашей сущности, а если не вписываемся – зарабатываем тяжелые болезни и прочие напасти.

Поэтому, в идеале, лечить больного должны два «специалиста» – священник и врач. Я в свое время просил у главврачей больниц, чтобы в отделении оборудовали молельную комнатку: уголок с иконкой, Библией, Кораном, чтобы человек в тяжелую минуту мог прийти и подумать о вечном. Так происходит коррекция болезни и укрепление духа. Это важно. Понимание проблемы у многих коллег есть, но все это поглощается нашей текучкой.

Еще одна идеалистическая моя мечта - чтобы врач получал свою специальность только после проверки его на «человечную» пригодность: имеешь ли ты склонность к гуманитарному воззрению на жизнь, общечеловеческие ценности, признаешь ли ты другого такой же личностью, как ты, готов ли посвятить свое время и душу пациенту... Но это нереально. Тогда будет один врач «на губернию».

Хотя, может, и не так все фантастично, если пересмотреть организационную структуру нашей системы здравоохранения. Наша поликлиническая служба в основном выдает больничные листы, она исчерпала свой ресурс. Нужно развивать институт семейных врачей. Доход семейного врача зависит от количества пациентов: чем больше, тем лучше. Прагматично? Да. Но больной может уйти к другому специалисту, если врач не будет совершенствоваться и быть «человечным» ему придется менять отношение к людям и профессии, что потом перерастет в милосердие. Милосердие, на мой взгляд, главное качество врача. Оно воспитывается поиском, сравнением, жизненным опытом.

А в поликлинике должны работать специалисты узкого профиля, к которым пациентов будут направлять семейные врачи. Это приведет к упорядочиванию медицинской помощи.

Неопределенная мораль

- А разве в системе образования медиков не учат этике, милосердию?

- Вопросы этики затрагиваются в медуниверситетах. Но я лично видел мало специалистов, которые могли бы точно сказать, что такое мораль и нравственность. Как-то на одной из конференций я услышал, как акушер-гинеколог сказала: мы должны блюсти моральные принципы в работе с женщинами, идущими на аборт. Я тогда встал и сказал: «О чем вы говорите? Аборт – это абсолютно аморальное дело. За него будет расплачиваться женщина, доктор, медсестра и даже нянечка, которая этого ребеночка в мусорный ящик выбрасывает. Как вы можете говорить о моральных вещах и санкционировать убийство?». Критерии морали известны и конкретны в различных культурах. У нас это христианские заповеди, среди которых есть «не убий». Поэтому не надо вообще полемизировать, хорошо это или плохо, тем более с точки зрения государственной политики. Мы вкладываем средства в выхаживание недоношенных, часть из которых не получит социальной и медицинской адаптации, и в то же время убиваем миллионы полноценных не родившихся – разве не абсурдно даже для прагматического государства? Порою мы просто упиваемся научно-техническими достижениями во имя тщеславия и вожделений, губим дух, а тело превратили в полигон испытаний.

- Что же должен знать современный врач?

- Профподготовка у нас поставлена нормально, наши врачи знают, как лечить органы тела. Но есть душа и дух. И мы обязаны к ним относиться так же, как и к телу. Это равнозначные структуры интегрированной сущности человека. Менять образовательные основы нужно не только медикам, но и всему обществу. Сегодня во всем  мире, с одной стороны, наступает переоценка возможностей материалистической науки, ибо далеко не все ее фундаментальные законы доказаны и незыблемы. С другой стороны, религия, обладая скрытыми от материалистов сакральными знаниями, продолжает цепляться за догмы, игнорируя достижения человечества, что делает большинство верующих просто попрошайками перед Господом, перекладывающими решение своих проблем на его плечи. Нужно объединение материалистической и теологической наук. Пришло время уходить от узости мышления, расширять кругозор - в первую очередь в общегуманитарных науках.

О пересадке органов

- РНПЦ «Кардиология» известен своими операциями по пересадке сердца. Как вы относитесь к этому направлению в медицине, в котором многие видят сегодня панацею от болезней?

- В этом вопросе ряд аспектов. Во-первых, Беларусь уже имеет современную материально-техническую базу и подготовленный очень многочисленный персонал, способный выполнять такие задачи. Честь и хвала им. Во-вторых, мы еще очень многого не знаем в этой проблеме. Я имел возможность наблюдать многих людей с пересаженными органами, в том числе сердцем. Так вот, по нашим наблюдениям и по данным литературы, иногда у больных с чужим органом проявляются эмоционально-поведенческие черты донора, например, любовь к пиву или мотоциклам. То есть органы несут эмоциональную информацию прежнего хозяина, но не всегда эта информация оказывает влияние на психику реципиента. Здесь есть много интересных вещей, которые надо бы разложить и осмыслить, в том числе и пациенту. Зная это, он, может, по-другому посмотрит на возможность операции и на пути решения своих проблем. В-третьих, пересадка органов – это не массовое направление, куда стоит вкладывать огромные средства. Себестоимость операции составляет более 100 тысяч долларов, и это ложится бременем на бюджет государства. А достичь социальной и медицинской реабилитации не всегда удается, и больные остаются инвалидами 1-2-й гр. В-четвертых, подобная операция - это упрощенный путь решения своих внутренних проблем, вызвавших болезнь. Недаром есть уже пациенты, которые после пересадки усиливают свои бывшие привычки к алкоголизму или к другим соблазнам, не ценят нормальную человеческую жизнь, а продолжают быть рабами своих пороков.

Я ни в коем случае не призываю лишать людей права и возможности жить. Я хочу, чтобы люди искали через причины заболеваний смысл жизни. Жизнь определяется сохранностью личности. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно