10286

Кшиштоф Занусси: Важна картина, а не технологии

№ 10 от 10 марта 2010 года 10/03/2010

Физик и лирик

- Пан Кшиштоф, в свое время вы получили три образования: физическое, философское и в сфере искусств. Была ли логика в ваших увлечениях?

- Если вы спрашиваете у пожилого человека, который смотрит назад на свою жизнь, то я могу сказать: все, что я тогда делал, оправдалось. А если вспомнить, как я на это смотрел в двадцатилетнем возрасте, то это был темный лес и туман. Я понятия не имел, почему эта физика меня не любит, хотя я ее люблю. Философия мне нравилась, но я чувствовал, что это не мое призвание. Что касается кино, то и здесь все было не так гладко: меня даже как-то выгнали из киношколы за то, что я сделал не такую картину, какую мне разрешали. Так что могу вам сказать, что человек, смотря перед собой, ничего не видит. А за собой уже может разглядеть какой-то порядок, смысл и логику действий. Я думаю, я подчинился этой логике.

- Вы преподаете на Высших режиссерских курсах во ВГИКе. Вероятно, вы видите становление каких-то талантливых режиссеров?

- Конечно! Можно назвать братьев Котт, которые делают новые интересные картины и которые когда-то были моими студентами: могу ими гордиться. Не знаю, кого назвать из тех, кто известен в настоящее время, но некоторые из людей, которые делают сериалы или снимают фильмы, иногда говорят, что были на моих курсах, хотя я их могу уже и не помнить, потому что там бывает порядка шестидесяти человек.

- В последнее время стал широко известен ряд фильмов из таких стран, как Румыния, которые раньше в этой сфере не выделялись. Можно ли говорить о появлении новых центров или школ кино?

- Ну, это критики так думают. Просто в данный момент существует мода на иранское или румынское кино, хотя ничего сверхъестественного в нем нет. Я знал их и пять лет назад: похожие картины делали. Просто сейчас люди вдруг начали обращать на них внимание, и они стали делать картины немножко получше. Но вряд ли вы увидите в них что-то такое, что позволило бы говорить о существовании некой школы.

- Тогда, вероятно, стоит говорить скорее о конкретных личностях, наподобие Карлоса Рейгадаса, который сделал весьма модным мексиканское кино?

- Конечно, да. Ну и вообще, вы знаете, в контексте массовой культуры мода может сделать так, что люди могут быть известны только потому, что известны. Их заслуга же часто бывает неясна. Иногда она есть, иногда ее нет.

Без революций

- В связи с успехом фильма «Аватар» и активным развитием 3Д-технологий говорят о возможной революции в кино…

- Никакой революции не будет: какая разница, в трех размерах снимать или в двух? Можно пробовать, конечно, но все же трогать вас будет та же человеческая судьба, которая трогала и в 2Д. Насколько я помню из науки, в перспективе 3Д будет представлять собой лазерное кино в трех пространствах, в котором зритель сам сможет двигаться между лицами. Это будет интересная новость. Но для этого потребуется еще десять лет.

Дмитрий КИСЕЛЕВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно