4401

Избавиться от штампов. Дмитрий Быков - о современных учениках и школе

№ 37 от 8 сентября 2015 года 08/09/2015

Воспитание зомби

- Дмитрий, нет ли у вас ощущения, что с введением ЕГЭ, который все нещадно «хают», кардинально в школе ничего не менялось?

ДОСЬЕ

Дмитрий БЫКОВ. Родился в Москве в 1967 г. Писатель, поэт, журналист, педагог. Автор романов «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Икс», «Сигналы» и др. Лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

37_03_02- Образование - сфера деликатная и сложная, и говорить о ней в идеале должны специалисты. А они знают, что проблем в этой сфере две. Первая: дефицит денег, мешающий привлечь в школу новых людей, и малые возможности профессионального и карьерного роста. Учитель - профессия, требующая огромных нервных и физических затрат. Попробуйте дать пять уроков подряд (бывает и больше), а вечером проверить сочинения - посмотрю я на вас. Это профессия для молодых, энергичных людей с хорошей реакцией, с идеальной памятью, с отличной физической формой (плох учитель, который весь урок проводит сидя). Поэтому учителям нужны высокие зарплаты, но главное - перспективы. Чтобы к 40 годам он становился методистом и учил начинающих коллег, а в школе оставался, только если ему этого очень хочется или нужно для тонуса; чтобы учитель ездил за рубеж обмениваться опытом - и не только на Запад, но и на Восток, где этот опыт копился тысячелетиями (уверяю вас, это была бы лучшая народная дипломатия). Чтобы учитель, если он доказал своё право на это (например, победой в конкурсе «Учитель года»), давал в прайм-тайм открытые уроки по телевидению.

- Про недостаток средств и внимания со стороны государства понятно. А в чём суть второй проблемы?

- В устаревших методиках и самих программах обучения. Мы всё ещё учим по старинке: пол-урока объясняем, пол-урока спрашиваем. Но класс должен быть постоянно включён в дискуссию. Сведения можно почерпнуть из Интернета: учитель должен объяснять, где их брать и как с ними обращаться. Воспитывать умение самостоятельно мыслить, сопротивляться любому зомбированию - вот что необходимо в первую очередь.

- Кстати, а почему за столько лет советской истории у нас на генетическом уровне не выработался иммунитет к пропаганде? Почему у нас люди верят любой чуши?

- Потому что на уроках ученикам долдонят советские штампы, а они в окне ворон считают. Скучно им. Начнут долдонить другое - они и другое будут так же некритично повторять, как повторяли в конце 80-х. Критика где? Активность? Умение не соглашаться? И это не вопрос реформ. Нужно выдумывать новые способы контроля знаний, пускать детей в лаборатории, в университеты, на производство. Создавать школьные предприятия, как бывало в СССР. Доверять им делать собственные газеты и выпускать собственную валюту, как предлагал Януш Корчак (польский педагог, писатель, общественный деятель. - Ред.). Да и вообще, что из методик Корчака, Песталоцци, Сухомлинского помнят сегодня? В советское время имена педагогов-новаторов - Шаталова, Ильина, Соловейчика - знала вся страна, об их идеях страстно спорили. А сегодня? Много ли вы знаете выдающихся учителей? Учить надо так, чтобы у ребёнка появлялись здоровое тщеславие, тяга к лидерству, чтобы ему было интересно и почётно считаться умным, - а у нас умников презирают, как в любом хулиганском сообществе. Заставьте школьника участвовать в дискуссии эволюционистов с креационистами, авангардистов с консерваторами, славянофилов с западниками - словом, пока наша школа не освоит новые методики обучения, ролевые игры, лабораторные практикумы, пока этот опыт не будет тиражироваться, пока эта проблема не вернётся в СМИ, вы так и будете жить в позапрошлом веке, и то в гимназиях преподавали лучше.

Позиция зрителя

- Правильно ли я понимаю: вы согласны, что система образования должна оставаться самой консервативной системой, а её у нас зареформировали?

- Кто вам сказал, что педагогика - консервативное дело? Наука бежит вперёд - не угнаться, социология, экономика - всё стремительно обновляется, литература во всём мире осваивает небывалые повествовательные техники, а вы говорите о консерватизме педагогики! Да чтобы успеть за темпами развития сегодняшнего школьника, она должна кипеть и бурлить, искать небывалые методики, рваться вон из класса - на передовой край науки и общественной борьбы!

- Но школьники сегодня зачастую не знают, кто победил во Второй мировой войне!

- А при чём тут Вторая мировая война? Тут третья на носу, если она уже не началась, а мы всё требуем от детей знания дат (которых всё больше) и догм (которые всё древнее). Учить ребёнка ориентироваться в стремительно меняющемся мире, а не вбивать в него готовые и чаще всего лживые штампы, - вот что требуется от педагога, если он не хочет заплесневеть ещё до пенсии.

- Почему чеховский тезис про выдавливание из себя раба столько десятилетий остаётся актуальным, причём применительно ко всем поколениям?

- Сегодня это не рабство - или, по крайней мере, рабство особого рода. Я своим принстонским студентам задал недавно вопрос: «У нас все демонстрируют лояльность, а в душе сами насмехаются над любой властью - отсюда культура анекдота, эзоповой речи, внутренней эмиграции. Как по-вашему: это такая свобода или, напротив, такой социальный паралич?» На что самый умный парень мне ответил: «Вы напрасно считаете эти вещи взаимоисключающими». Да, это такое специфическое общественное сознание, которое не участвует в истории. Позиция зрителя: до поры до времени его ничто не касается. А потом он раз в сто лет обрушивает театр - лишь затем, чтобы выстроить новый, модернизированный. Я боюсь, что нынешнее поколение обладает теми же зрительскими навыками и не относится всерьёз к происходящему на сцене. Вся надежда - на интеллектуальный взрыв последних двух-трёх лет, который я наблюдаю в равной степени в Москве, Сибири, на Дальнем Востоке... У этих детей выдающийся интеллект, непонятно откуда взявшийся, - может, сработали айфоны?..

Сергей ГРАЧЁВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно