3579

Вячеслав Костиков: Неужели грядёт культурное одичание?

№ 8 от 23 февраля 2016 года 23/02/2016

В результате в «широких кругах московской общественности» даже возник спор. Одни, очарованные властью, принялись утверждать, что народ ринулся в Третьяковку вслед за Путиным. И это, дескать, очень хорошо, ибо Владимир Владимирович будет теперь посылать народу и другие полезные сигналы. Ну, например, повышать производительность труда, хранить деньги не в долларах, а в рублях, выходить на чистку улиц после обвальных снегопадов или, как в своё время Б. Ельцин, заходить в гастроном и смотреть, не слишком ли взлетели цены…

Поделюсь личным опытом. Я трижды пытался попасть на выставку и трижды отступал: уже у входа на вопрос: «Долго ли стоите?» люди отвечали, что простояли полтора часа, и вздыхали: а что делать, надо… Но на вопрос, почему же именно Серов так взбудоражил любителей живописи, ведь у нас немало и других художников соизмеримого масштаба, толкового ответа никто не дал. А между прочим, подумать об этом полезно.

Отставание личности

Если отвлечься от ажиотажа, то нужно признать, что в самой выставке не было ничего чрезвычайного. Устроители признают, что такого паломничества они никак не ожидали. Да, Серов - великий художник, но, например, на Западе его почти не знают. Для любителей живописи и особенно для историков культуры он интересен прежде всего как портретист. Портреты показывают, какими были наша интеллигенция и правящая верхушка до революции 1917 г. Глядя на портреты кисти Серова, с горечью думаешь о том, как изменилось, как потускнело «лицо власти», да и лицо элиты в целом, за десятилетия советской «пропагандистско-воспитательной работы». Жаль, что из основной экспозиции Третьяковки в запасники переместились многочисленные портреты советских вождей и «видных представителей народа»: сравнение с портретами Серова дало бы большую пищу для размышлений, в том числе и об истоках наших невзгод. Налицо (простите за каламбур) очевидное интеллектуальное отставание. Интересно сравнить серовские работы и с портретами нынешних депутатов, губернаторов, министров...

Оптимистическая трагедия

Впрочем, в явном снижении качества нашей элиты можно было убедиться, и не дожидаясь юбилейной выставки Серова. Вдумчивому посетителю достаточно было побродить по залам Третьяковки в Лаврушинском переулке, заглянуть в Русский музей в Питере и, глядя на портреты, поразмышлять о судьбе страны в ХХ в. И, конечно, вспомнить горестные слова А. Солженицына о том, что «ХХ век Россия проиграла». Но беда не только в этом, но и в том, что мы до сих пор не хотим понять причины этого проигрыша. К слову «трагедия» нам всё время хочется добавить «оптимистическая» и тем самым не только оправдать многочисленные ошибки и злодеяния власти, но и поместить советскую историю в героический контекст. Да, дескать, мы погубили интеллигенцию, но создали новую, которая дала нам атомную бомбу и Гагарина. Да, мы погубили крестьянство, но зато пополнили ряды рабочих и ускорили индустриализацию. Да, мы потеряли на фронтах Великой Отечественной 27 млн человек, но зато до сих пор имеем право писать на своих авто «На Берлин!» и устраивать грандиозные парады 9 Мая...

Книги А. Солженицына, в том числе и «Архипелаг ГУЛАГ», включены (кстати, при поддержке В. Путина) в школьную программу. А в работах современных историков можно найти добросовестный анализ «оптимистической трагедии» СССР. Но этот анализ совсем (или почти совсем) не выходит в публичное пространство. С народом на эти темы никто не говорит - народу рассказывали и рассказывают о Павке Корчагине, о доблести красных кавалеристов и меткости ворошиловских стрелков, о том, что по выплавке чугуна и стали на душу населения мы были впереди всех. Так нарассказывали, что народ уже виснет на ржавых воротах СССР - хочет назад, в прошлое.

Нет худа без добра

Понятно, что о козле Тимуре говорить приятнее и веселее, чем о развале СССР. Обвинять Горбачёва и Ельцина в предательстве проще, чем анализировать истинные причины краха соцлагеря. Ругать США и Англию легче, чем объяснять людям, почему наши недавние «братушки» и друзья по Варшавскому договору с такой поспешностью устремились в Евросоюз и НАТО. Народ так сбили с толку, что он снова готов петь:

Веди, Будённый, нас смелее
в бой!

Пусть гром гремит, пускай
пожар кругом.

Мы беззаветные герои все,

И вся-то наша жизнь
есть борьба.

Куда заведут нас «былинники речистые», трудно даже вообразить. Дорога к сраму, увы, всегда короче, чем дорога к храму. Но нет худа без добра: в преддверии выборов в Госдуму власть, кажется, стала немного шевелить мозгами. Да и социологи припугнули: на фоне кризиса и роста протестных настроений в стране (особенно в депрессивных регионах) лишний вес могут набрать коммунисты. И что тогда будет с «руководящей ролью» «Единой России»? Какую долю потребует будённовец Зюганов?

Основания для опасений есть. И неслучайно Владимир Владимирович вдруг нелестно отозвался о тов. Ленине. А в руководстве «Единой России» о недавних попутчиках из КПРФ заговорили так: да кто они нам на самом-то деле? «И не друг, и не враг, а - так...»

* * *

«Но при чём тут Валентин Серов, с которого мы начали? - спросите вы. - При чём тут портреты, «Девочка с персиками»?» А вот при чём: для людей, особенно для интеллигенции, выставка В. Серова стала отдушиной, «лучом света». Это был, если хотите, молчаливый протест против одичания - и не только культурного  или  нравственного, но и политического. И хорошо, что, глядя на портреты кисти Серова, мы кое-что стали лучше понимать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно