16991

Валерий ТИХИНЯ. Путь к правовому государству всегда непростой

№ 11 от 12 марта 2014 года 12/03/2014

 

11_04_03Как шла работа над проектом Конституции и что не вошло в Основной Закон нашей страны - об этом и многом другом «Аргументам и фактам» рассказал первый председатель Конституционного суда Республики Беларусь, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Валерий ТИХИНЯ, принимавший непосредственное участие в разработке и принятии действующей Конституции.

Работа над проектом новой Конституции началась 22 июня 1990 года: именно в этот день депутаты Верховного Совета XII созыва приняли постановление о создании Конституционной комиссии по разработке данного законопроекта. Заседания комиссии в разное время вели председатели Верховного Совета Николай Дементей, Станислав Шушкевич и Мечислав Гриб.

Разработкой проекта Конституции параллельно занимались две группы: первая - во главе с Василием Шолодоновым, в которую входил я, вторая - во главе с Виктором Гончаром. В июле 1991 года на базе этих двух групп была сформирована единая рабочая группа под руководством Василия Шолодонова.

Для определения структуры конституционного законопроекта в феврале 1991 года в Минске прошла республиканская научно-практическая конференция на тему «Концепция Конституции БССР и формирование правовых основ гражданского общества и государства». В ходе напряженной работы в феврале 1992 года был создан первый вариант проекта Конституции, который после опубликования в СМИ вызвал огромный общественный резонанс. Достаточно сказать, что в адрес Конституционной комиссии поступило около 11 тысяч замечаний и предложений к данному проекту от граждан, общественных объединений и политических партий. Ряд идей был учтен в дальнейшем разработчиками Конституции.

Второй - доработанный - проект Конституции был представлен в Конституционную комиссию в августе 1992 года. В процессе обсуждения законопроекта на пленарном заседании Верховного совета некоторые статьи принимались с первого раза, но большинство - со 2-5-й попытки… Например, неудачей окончилась попытка депутата Олега Трусова вернуть столице Беларуси ее старое название - Менск.

В общей сложности работа над созданием и принятием новой Конституции продолжалась в Верховном Совете около четырех лет. 15 марта 1994 года в 12 часов 35 минут (это время я зафиксировал на своих часах) Основной Закон Республики Беларусь был принят: из 250 депутатов, участвовавших в голосовании, 236 высказались «за», 8 - «воздержались» и 6 - «против».

Горячие дебаты

При обсуждении проекта Конституции острая борьба в Верховном Совете развернулась по институту президентства. По этому вопросу у депутатов сформировались три варианта:

  • Президент - глава государства и глава исполнительной власти;
  • Президент - глава государства, но не глава исполнительной власти;
  • Беларусь - парламентская республика.

В результате длительных дебатов большинством голосов был утвержден первый вариант.

Горячие дебаты в Овальном зале вызвало название белорусского парламента - «Верховный Совет». Депутаты от оппозиционной фракции БНФ предлагали дать парламенту иное название - «Рада». При повторном голосовании за название парламента «Верховный Совет» проголосовали 236 депутатов (при кворуме 230 голосов).

О патовой ситуации

Когда в январе 1994 года при обсуждении проекта Конституции накал страстей в Овальном зале достиг апогея, председатель Конституционной комиссии Станислав Шушкевич (он сменил на этом посту в сентябре 1991 года Николая Дементея) внес предложение - учредить Конституционную ассамблею в составе 300 человек, которая, по его мнению, должна была принять Основной Закон нашей страны. Многие парламентарии расценили это как оскорбление в адрес Верховного совета и подавляющим большинством голосов отказались от этого предложения. В общем, складывалась патовая ситуация… И все же выход общими усилиями депутатов был найден. Регламент Верховного Совета позволял депутатам проводить голосование путем подачи именных бюллетеней. С таким предложением, которое было поддержано подавляющим большинством голосов, выступил депутат Геннадий Козлов. После этого депутатским корпусом Станислав Шушкевич был отозван с поста председателя Верховного совета. Председателем парламента был избран Мечислав Гриб.

Верховный Совет предложил ввести именное голосование лишь по наиболее спорным положениям конституционного законопроекта (в частности, по правовому статусу нового парламента, институту президентства и др.). Все эти факторы, на мой взгляд, существенно ускорили принятие Основного Закона нашей страны. Конституция была принята в течение полутора месяцев после отставки Станислава Шушкевича.

О романтизме

Депутаты Верховного совета XII созыва, которые принимали Конституцию, были… романтиками. В статье 1 Конституции написано, что Республика Беларусь - правовое государство. В свое время при постатейном обсуждении законопроекта в 1993 году я предлагал своим коллегам не выдавать желаемое за действительное. Я предложил включить в статью 1 проекта Конституции норму следующего содержания: «Республика Беларусь стремится к построению правового государства». К сожалению, мой голос тогда не был услышан, потому что депутаты Верховного Совета верили в то, что правовое государство может быть построено в нашей республике… завтра. Прав оказался немецкий мыслитель Иоганн Гете, который сказал, что между провозглашением идеи и ее реализацией - дистанция огромного размера.

Мы еще ни одного дня не жили в правовом государстве. Обусловлено, как мне представляется, это тем, что у нас сегодня еще медленно реформируется действующая правовая система. Процесс совершенствования белорусского законодательства носит сложный и порой противоречивый характер. Нет у нас также зрелого гражданского общества - необходимого условия для создания правового государства. Кроме того, требуется и судебно-правовая реформа - она сегодня у нас ведется.

Но Конституция образца 1994 года и по форме, и по содержанию, несмотря на отдельные ее изъяны, в целом соответствует международным стандартам, отвечает потребностям и реалиям современного белорусского общества. Мы вправе ею гордиться, прежде всего потому, что она - первая в истории нашего государства Конституция, которая на высшем законодательном уровне закрепила идею правового государства как базовую ценность нашего общества. По моему глубокому убеждению, идею правового государства следовало бы провозгласить в качестве общенациональной идеи в Беларуси.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно