6117

Новые и дорогие или старые, но дешевые? Фармацевтическая отрасль на пороге перемен.

№ 2 от 9 января 2013 года 09/01/2013

Как не потеряться в разнообразии выбора: взять инновационные лекарства-блокбастеры или относительно недорогие аналоги? По прогнозам экспертов, в ближайшие годы фармотрасль ожидает патентный обвал и заметное увеличение дженериков.

Миллиарды в разработки

Основным драйвером появления новых препаратов на мировом фармакологическом рынке является патентное право, которое обеспечивает инновационным компаниям окупаемость инвестиций в исследования и разработки. Речь идет об очень значительных суммах: ТОП-5 мировых фармгигантов, которых обычно называют «Big Pharma» (производители Pfizer, Novartis, Merck&Co, AstraZeneca и GlaxoSmithKline) инвестируют, в среднем, от 3 до 10 млрд долларов в год на разработку инновационных препаратов. По информации, опубликованной в корпоративном блоге американского фармгиганта Eli Lilly, на разработку нового блокбастера компания тратит порядка 1,3 млрд долларов и около 10 – 15 лет. И при этом вовсе не факт, что все исследования увенчаются коммерческим успехом: по данным экспертов, лишь один препарат из десяти разрабатываемых доходит до фазы итогового утверждения в Ассоциации по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств в США.

Существует несколько факторов, которые сдерживают инновации в области фармакологии. Во-первых, кризис, прочно и, вероятно, надолго, воцарившийся на развитых рынках. На долю США, Японии и стран Европы приходится более 70% глобальных продаж. «До недавнего времени индустрия здравоохранения этих стран ориентировалась на инновационные препараты. Сегодня эти рынки переходят на закупку дженериков, чтобы снизить затраты на здравоохранение», – комментирует консультант Frost & Sullivan Дмитрий Похлебкин. Кроме того, все это ведет к значительному сокращению штата сотрудников и стагнации исследовательских бюджетов компаний. Общие годовые расходы на НИОКР мировых лидеров (США, Европа, Япония) не растут, начиная с 2007 года. Мировая доля оборота стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) выросла до 16%. Это практически вдвое выше, чем 5 лет назад.

Дорогу аналогам

Согласно оценкам специалистов из аналитической компании Evaluate Pharma, в 2012 году патентую защиту потеряли лекарственные препараты с общим объемом продаж 67 млрд долларов. По словам эксперта IMS Health Марии Денисовой, в ближайшие 5 лет на развитых рынках потери от выхода из-под патента части лекарств составят 120-130 млрд долларов в ценах производителя. «Патентный обвал существенно изменит соотношение сил на мировом фармрынке. Различные компании принимают в этой связи к реализации различные стратегии противодействию падения выручки. Одни нацелены на увеличение бюджетов на исследования и разработки, другие стараются приобретать средние и мелкие компании с интересными продуктовыми портфелями, третьи – даже подумывают о переходе в группу производителей дженериков», - подводит итог г-н Похлебкин.

Самое главное, что волнует обычных покупателей – то есть нас с вами – это безопасность и эффективность более дешевых аналогов (дженериков). Для этого, подчеркивают эксперты фармрынка, необходимо, чтобы в государстве четко функционировала система контроля, способная молниеносно отреагировать на проблемы с препаратами. Создание новых препаратов необходимо. Сегодня мы, по большему счету, нередко используем лекарства, которые были созданы 20 – 50 лет назад, основываясь на достижения науки середины-конца прошлого века. А время не стоит на месте.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно