36956

Беларусь может повторить экономическое чудо Швейцарии и Гонконга

№ 5 от 1 февраля 2012 года 01/02/2012

balashenkoПри условии принятия нескольких новаторских законодательных решений, связанных с реализацией положений Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», - считает автор инициативы Сергей БАЛАШЕНКО, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Белгосуниверситета, председатель Международного арбитражного суда «Палата арбитров при Союзе юристов». Этой актуальной теме и был посвящен круглый стол «Беларусь — Гонконг — Швейцария. Правовое стимулирование конкурентоспособности Беларуси на международном рынке высокотехнологичной продукции и услуг».

- Сергей Александрович, в чем заключается суть вашего предложения?

- Необходимо разрешить несколько проблем. Так, если вопросы промышленного, сельскохозяйственного производства, экспорта белорусских товаров и информационных технологий активно обсуждаются, то такой серьезный сегмент рынка, как  международная торговля, экспорт консалтинговых, логистических, правовых услуг, авторских и других прав, связанных с интеллектуальной собственностью, практически остается без внимания. В рейтинге по международной торговле мы находимся на 127-м месте. Беларусь не использует в этой сфере свой научный потенциал, образовательный уровень и географическое положение.

Для осуществления международных торговых операций используются предприятия третьих стран. При этом экономика Беларуси недополучает серьезные финансовые ресурсы. В Гонконге 70% национального валового продукта формируется за счет указанных видов деятельности. Принятие лишь одного указа и его реализация могут явиться тем первым шагом, который способен коренным образом изменить не только инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, но и создать эффективную систему привлечения международного капитала, дополнительных финансовых ресурсов без снижения существующей налогооблагаемой базы. Документ призван предусмотреть ряд мер, которые позволят Беларуси стать центром международной торговли, обеспечат развитие деятельности юридических лиц, направленной на осуществление экспорта научно-технической продукции, будут стимулировать деловую активность и привлекать иностранные инвестиции.

Обязательным условием деятельности таких предприятий является то, что источник их дохода должен находиться за пределами Республики  Беларусь. Принятие Указа решило бы проблему доступности для понимания инвесторами конкретных условий работы на рынке Республики Беларусь, полностью исключило бы вмешательство контролирующих и проверяющих органов. Этот документ должен являться законодательным актом прямого действия, не имеющим отсылочных норм и предусматривающим серьезные гарантии для инвесторов и юридических лиц, осуществляющих указанные виды деятельности.

Как показывает практика, достаточно хорошие законы могут быть искажены и даже блокированы подзаконными НПА. Еще более печально, когда подобное происходит  из-за субъективного понимания и толкования норм чиновниками-исполнителями.

Необходимо исключить любое вмешательство, базирующееся на субъективизме чиновника, а также добиться уважительного отношения к руководителю предприятия в государственных структурах. Японскими учеными проводились исследования: какой процент населения может успешно управлять предприятием. Оказалось, что только 4 человека из 1000  могут относительно успешно управлять бизнесом. Реализация данной идеи призвана привести к аккумуляции в Беларуси денежных ресурсов не только белорусских, но и мировых  фирм, а также значительно снизить отток капитала. Стимулирование осуществления в Беларуси подобных видов деятельности позволит банкам иметь дешевые ресурсы и обеспечит значительное снижение процентной ставки за пользование кредитными средствами как для населения, так и для предприятий.

- Название круглого стола «Беларусь — Гонконг — Швейцария…». Не считаете ли вы, что ставить Беларусь в один ряд с такими странами слишком смело и нелогично?

- Думаю, что нахождение нашей страны в одном ряду с такими государствами, как Гонконг и Швейцария вполне может вызвать у белорусов как улыбку, так и недоумение. Многие из нас в своей жизни неоднократно слышали  «экономическое чудо – Швейцария», «экономическое чудо – Гонконг». А есть ли чудо? Если и есть, то в том, что эти государства отошли от стереотипов в мышлении, связанных с построением и функционированием своих финансовых систем.

Выигрывают страны, мобилизующие и использующие потенциал не только своей страны, но и мирового капитала, предоставляя взамен благоприятные условия для развития, гарантию невмешательства в хозяйственно-финансовую деятельность, уважение деловой активности, защиту интересов инвесторов и предпринимателей.

Перед Правительством уже достаточно давно была поставлена задача о вхождении Беларуси в число 30 государств, обеспечивающих наилучший бизнес-климат. Вместе с тем мы несколько недооцениваем существующую жесточайшую конкуренцию между государствами не только за обладание энергоресурсами и углеводородами, но и за мировые финансовые ресурсы.

В этом году Беларуси удалось с  последнего 183-го места подняться на 156-е в известном списке Всемирного банка «Doing Business». Но наши ближайшие соседи из стран ЕС – Латвия, Литва, и Польша - и партнеры по ЕЭП  занимают в этом рейтинге гораздо более высокие места. Тот же Казахстан смог продвинуться на 13-е место. Если подобная ситуация будет продолжаться и далее, практически все эффективно работающие предприятия,  не завязанные на ресурсах Беларуси, будут выведены за пределы нашей страны.

- Какие же механизмы нужно внедрить в Беларуси, чтобы финансовая система стала более эффективной и страна могла достойно конкурировать в гонке за мировые финансовые ресурсы?

- Механизмы, влияющие на функционирование экономической системы, требуют серьезной оценки. Создание эффективной финансовой и налоговой системы - это гораздо более сложный процесс, чем разработка и выпуск нового спортивного автомобиля. Можно выделить два основных подхода к созданию механизмов правового регулирования налоговой и финансовой систем.

Первый подход – это разработка собственной финансово-экономической модели, но в процессе ее реализации и апробации могут быть неожиданности и проблемы. Беларусь пошла по этому пути, и в результате мы имеем одну из самых неэффективных налоговых систем в мире, которая явилась одним из катализаторов валютного кризиса. Действующее налоговое законодательство не только не стимулирует, но и серьезно сдерживает развитие экономики.

Второй подход предполагает на основе анализа существующих моделей определить для себя наиболее эффективный и апробированный временем механизм для реализации. Представляется, что для решения поставленных задач для Беларуси оптимально подходит финансовая система Гонконга, показавшая свою эффективность на практике. В основу разработки Указа предлагается положить уже  апробированный, эффективно работающий опыт Швейцарии и Гонконга.

- Не будут ли данные предприятия рассматриваться как оффшорные?

- Трудно найти страны, которые считают Швейцарию или Гонконг оффшорными странами. Выделяют пять основных характеристик оффшорных компаний:

  1. Оффшорные компании являются нерезидентными по отношению к стране, где они зарегистрированы. Это означает, что их «центр контроля и управления» находится за рубежом. Коммерческие операции оффшорных компаний проводятся за пределами юрисдикции, где они зарегистрированы. (В нашем случае все предприятия являются резидентами РБ и осуществляют деятельность в Беларуси).
  2. Упрощена процедура регистрации и управления компанией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к общим собраниям и проведению советов директоров носят формальный характер. (Предусмотрена процедура регистрации. Не допускается использование номинальных владельцев и директоров).
  3. Для оффшора в стране инкорпорации облегчён либо отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму. Аудиторские проверки, за некоторыми исключениями, вообще не требуются. (Установлены валютный контроль и требования по финансовой отчетности. Предусмотрены аудиторские проверки).
  4. Владение оффшорными компаниями осуществляется на анонимной основе и при высоких гарантиях конфиденциальности. Конфиденциальный характер владения оффшором гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой зарегистрирована оффшорная компания. (Подобные гарантии в проекте исключены. Предприятия и учредители отражаются в базе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
  5. Оффшорные компании, как правило, освобождены от основной суммы налогов, либо эта сумма сравнительно невелика, либо компании выплачивают небольшой ежегодный регистрационный сбор. (Большинство стран предусматривают освобождение от налогов доходов, полученных от нерезидентов, чем стимулируют экспорт товаров и услуг).

- Какой экономический эффект предполагается от подобного изменения законодательства?

- Особое значение приобретают косвенные выгоды от банковской и финансовой деятельности и снижения процентной ставки по кредитам, что предполагается в пределах 4 млрд USD. У граждан и юридических лиц появится возможность пользоваться  кредитами по ставкам,  сравнимым с ЕС.

- Могут ли данные меры рассматриваться как промышленная субсидия? Учитываются ли интересы стран Таможенного союза?

- Соглашением о Единых правилах предоставления промышленных субсидий от 09.12. 2010 г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 п.3 «…освобождение экспортируемого товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо уменьшение таких пошлин и налогов, либо возврат таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия». Такая же норма присутствует в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам ст. ХVI ГАТТ (примечание к ст. ХVI) ВТО.

Кроме того, осуществление перечисленных видов деятельности не является производством и реализацией промышленных товаров. В проекте Указа заложены принципы, не нарушающие интересы третьих стран и международных соглашений. При подготовке документа применялся принцип уплаты налогов в стране происхождения финансовых ресурсов. Предприятие, перечисляющее ресурсы, является резидентом и субъектом налогообложения другого государства, регулирует все свои отношения в соответствии с законодательством своей страны. Указ не повлияет на объемы вывоза капитала из стран Таможенного союза.

- Сколько может недосчитаться бюджет Беларуси, если будет принят подобный Указ или Декрет?

- Принятие Указа и его реализация может явиться тем первым шагом, который способен коренным образом изменить не только инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, но и создать эффективную систему привлечения международного капитала без дополнительных финансовых ресурсов и без снижения существующей налогооблагаемой базы. Наше предложение базируется на том, чтобы активизировать те виды деятельности, которые в Беларуси практически не осуществляются и, соответственно, не приносят поступлений в бюджет.

В свою очередь, более 70% бюджета Гонконга формируется за счет предлагаемых нами видов деятельности. При создании эффективной системы Беларусь также сможет формировать порядка 20% бюджета от данных видов работ.

- Предложенный проект не ограничивает вывоз капитала. А если, поработав несколько лет, инвесторы решат уйти с белорусского рынка?

- Подобное нужно рассматривать как естественный процесс. Одни инвесторы могут уходить, другие приходить. Все зависит от доверия к правительству и предлагаемых условий. Безусловно, часть ресурсов призвана тратиться в Беларуси, а часть - за пределами Беларуси, но они там и зарабатывались. Банки, привлекая деньги клиентов, также предполагают, что они должны будут через определенное время возвращаться.

- Могут ли указанные предприятия использовать зарубежных специалистов или менеджеров?

- Да, это общепризнанная практика. Кроме того, современные информационные технологии позволяют исполнителю услуг не находиться на территории Беларуси, но и в этом случае работа выполняется предприятием.

- В Беларуси действуют свободные экономические зоны и Парк высоких технологий. Как они решают подобные задачи?

- СЭЗ и ПВТ направлены только на промышленное производство и информационные технологии. Вопросы, которые мы рассматриваем, не входят в их компетенцию. Кризис – это всего лишь определенная ситуация, имеющая свое начало и свой конец. Это испытание, которое непременно закончится, правда, сложно точно определить, когда. Но с уверенностью можно сказать, что мы все выйдем из него опытными, сильными и мудрыми.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

klenovskyАндрей КЛЕНОВСКИЙ, первый заместитель генерального директора предприятия «Енисей»:

- Указ может способствовать в первую очередь расширению видов деятельности действующих предприятий, предоставляя им инструментарий для проведения внешнеэкономических операций, которые в настоящий момент невозможны (активизация международной торговли, оказание услуг на международном уровне с участием белорусских резидентов). Например, наше предприятие является эксклюзивным поставщиком технологического оборудования из Китая. У нас есть клиенты на Украине, в Латвии, Литве, Польше, но мы, к сожалению, не можем выступить на сегодняшний день от своего имени посредником-поставщиком данного оборудования напрямую из Китая в адрес данных потенциальных клиентов (без поставки оборудования на таможенную территорию Беларуси). Также мы не можем оказать сервисные услуги от своего имени польскому заказчику,  задействовав специалистов сервисного центра в Литве (перепродажа услуги). Указ никоим образом не может оказать отрицательного влияния на существующий уровень налогообложения в стране, так как только предоставляет новые возможности белорусским резидентам  заниматься своего рода «новой» деятельностью  и уплачивать с нее налоги (налогообложение такого рода операций может быть на установленном уровне в настоящий момент, а может иметь более льготный характер). Например, в Латвии субъекты хозяйствования имеют возможность проводить вышеприведенные сделки на международном уровне, уплачивая с них налоги, установленные местным законодательством.

СПРАВКА «АиФ»

Балашенко С.А.

В 1989 г. окончил юрфак БГУ. 1995-1996 гг. - Пикардийский университет Жюль Верна (Франция), специальность «Управление инновационными проектами». Специализируется в области государственного управления и экологического права. В 2001 г. защитил докторскую диссертацию.

Являлся экспертом ряда международных программ и проектов, ПРООН, Всемирного банка, ГЭФ, ТЕМПУС-ТАСИС, UNIDO.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно