7210

Изменения в белорусской Конституции: как это было и как это будет?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 41. Какие льготы у пенсионеров? 13/10/2020

В Беларуси началась работа по обновлению Конституции. «АиФ» вспоминает, как менялся Основной закон нашей страны, с помощью Валерия ТИХИНИ, депутата Верховного Совета БССР XII созыва, члена-корреспондента НАН Беларуси, доктора юридических наук, профессора.

Главные изменения

- Какой была первая Конституция независимой Беларуси?

- Первая Конституция была принята 15 марта 1994 года. Это произошло ещё до прихода к власти действующего президента. Согласно ей Республика Беларусь была провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, а обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства.

Раздел IV первоначальной редакции Конституции назывался «Законодательная, исполнительная и судебная власть». Первая глава была посвящена Парламенту, лишь затем закреплялся статус Президента, отнесенного к исполнительной власти. Такая  очередность подчеркивала ведущую роль Верховного Совета.

- Когда в Конституцию были внесены первые изменения и дополнения? 

– Ещё  в 1995 году русский язык получил статус государственного наравне с белорусским языком. У страны появились новые герб и флаг.

А 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года прошли республиканские референдумы.

На референдум 1996 годабыла вынесена новая редакция Конституции. В Основной закон были внесены изменения, в соответствии с которыми отсчет пятилетнего срока президентства действующего президента начался заново, а Верховный Совет был преобразован в двухпалатный парламент - Национальное собрание.

Также у президента появилось право назначать шесть судей Конституционного суда и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Согласно обновленному Основному закону глава государства может досрочно распускать парламент в случае «систематического или грубого нарушения Конституции». А по Конституции 1994 года это могло произойти только по решению самого парламента.

В редакции Основного закона 1996 года говорится о нескольких ситуациях, когда возможен роспуск парламента. Это отказ в доверии правительству, при выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в ситуации, когда президент предложил кандидатуру премьера. А также на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Во всех случаях решения принимает президент.

Широкие полномочия

- А какие ещё права раньше принадлежали парламенту, а потом перешли к президенту?

- По Конституции 1994 года президенту требовалось согласие парламента, чтобы назначать и увольнять премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, председателя КГБ. После референдума 1996 года парламент может утверждать только кандидатуру премьера. Для его увольнения согласия не требуется.

Ещё раньше именно парламент образовывал Центральную избирательную комиссию, избирал Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный Суды, а также Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. После 1996-го это перешло в компетенцию президента. Исключение составляет Конституционный суд, куда назначалась лишь половина членов.

Также ограничили возможность выдвигать законопроекты. До 1996-го ею владели депутаты, постоянные комиссии парламента, а также президент, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Контрольная палата и Нацбанк. Свою идею могли предложить граждане - их подписей должно было быть не менее 50 тысяч. После 1996-го эта инициатива осталась только у президента, депутатов, граждан (50 тысяч подписей) и правительства.

- Также у президента появилось право самостоятельно назначать высших должностных лиц...

- Раньше существовала Контрольная палата, деятельность которой регулировал парламент. Палата контролировала республиканский бюджет, использование государственной собственности, исполнение актов Верховного Совета и т. д. Потом вместо палаты создали Комитет госконтроля, который образуется президентом, а его председатель также назначается им.

А ещё в 1996-м в новой редакции Конституции появилась фраза о том, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и увольняются президентом или в установленном им порядке.

Суд и референдумы

- А какие изменения были приняты в ходе референдума 2004 года?

- В 2004 году прошел общереспубликанский референдум, после которого президент мог выставлять свою кандидатуру на выборы неограниченное количество раз. Тогда как по Конституции 1994 года «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков».

- Что в новой редакции Конституции сказано о Конституционном суде?

- В новой редакции Конституционному суду посвящена одна статья, тогда как в Конституции 1994 года их было восемь. Раньше было прописано: «прямое или косвенное воздействие на Конституционный суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону». Эта фраза в 1996-м исчезла.

Изначально Конституционный суд мог давать заключение о соответствии указов президента Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным в Беларуси. С 1996-го речь шла уже о соответствии «указов президента, изданных во исполнение закона» различным законам и декретам, которые издавал сам глава государства.

Также Конституционный суд мог обратиться с инициативой об изменениях в Конституцию. Эта возможность была ещё у депутатов (требовалось не менее 40 подписей), граждан (не менее 150 тысяч подписей) и президента. После 1996 года парламентарии и Конституционный суд из этого списка исчезли, остались только 150 тысяч граждан и президент.

- А что с референдумами?

- По Конституции 1994 года народные голосования назначались Верховным Советом. С инициативой проведения референдума мог выступить президент. Другой вариант - через подписи 450 тысяч граждан. Когда вопрос о референдуме вносился в парламент, депутаты должны были назначить его максимум через 30 дней.

Сейчас референдум назначает президент. Это может быть его инициатива, предложение двух палат парламента или 450 тысяч подписей граждан. Срок, когда необходимо назначить дату референдума, увеличился с месяца до трех.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно