9788

Берегись мошенника! Как вовремя распознать афериста?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 7. Берегитесь телефонных мошенников 16/02/2021
Настоящему сотруднику банка не нужна информация о номере банковской карты и комбинации паролей.
Настоящему сотруднику банка не нужна информация о номере банковской карты и комбинации паролей. Фото из открытых источников

Злоумышленники все чаще преподают гражданам «горькие» уроки и с легкостью отнимают у них заработанные тяжелым трудом деньги. Но учиться все же лучше на чужих ошибках.

В последнее время мошенники все чаще звонят своим потенциальным жертвам якобы от имени банковских организаций (хотя представиться могут кем угодно – от работников ЖКХ до сотрудников милиции). Как быстро распознать аферистов и не попасться на их удочку? «АиФ» собрал информацию об основных схемах, уловках, приемах, хитростях злоумышленников.

ПРИМЕРОВ МНОГО

Сейчас наиболее часто мошенники используют для выманивания денег технологии социальной инженерии. Это психологическое манипулирование людьми для побуждения их к определенным действиям или разглашению конфиденциальной информации.

Как цитирует БЕЛТА начальника отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлию САКОВИЧ, самые распространенные в нашей стране – вишинг (с использованием телефонной связи), фишинг (поддельные сайты, на первый взгляд идентичные оригиналу), взлом социальных сетей и рассылка сообщений от чужого имени с просьбой выслать деньги. Цель одна – хищение средств.

Как правило, преступники не дают собеседнику возможности даже осмыслить происходящее, в итоге последний поддается давлению и любым из способов сообщает данные своей карты или интересующую злоумышленников информацию. Примеров подобного обмана, к сожалению, много.

Совсем недавно пенсионерке из Новополоцка позвонили в мессенджере Viber («Вайбер») незнакомые люди, которые представились работниками банка. Они сообщили, что с банковских карт женщины якобы кто-то пытается снять деньги. Напуганная женщина целый час проговорила с мошенниками, сообщила информацию для входа в личный кабинет в интернет-банкинге, данные банковских карт, сведения по депозитному счету. В итоге пенсионерка лишилась более 62 тыс. руб.

«Активизировались мошенники. Представляются сотрудниками банка, какой-то общей системой безопасности. Говорят, что была попытка списания денежных средств с моего лицевого счета и прочую чушь. В общем, пытаются разузнать личные данные, остаток счета по карте. Моей подруге тоже поступали такие звонки», – делится с «АиФ» читательница.

СХЕМЫ

«Используются различные схемы: предложение устранить проблему с «неожиданно списанными» деньгами, сообщение о якобы оформленном кредите, отмена «ошибочно выполненного» перевода на карточку жертвы, история о преступниках, которые пытаются незаконно использовать карточку, угроза блокировки карточки. И, конечно же, по словам злоумышленников, избежать всех этих неприятностей можно, только сообщив «сотруднику» персональные данные – реквизиты банковской платежной карточки, сеансовые одноразовые коды, которые приходят в SMS-сообщениях на телефоны, логины и пароли», – говорит Юлия Сакович.

Для убедительности и правдоподобия мошенники пользуются профессиональной терминологией, говорят быстро и уверенно, при разговоре часто слышен офисный шум, имитирующий работу колл-центра. При этом зачастую они давят на эмоции людей, уверяя, что случится что-то непоправимое, торопят и запугивают.

В большинстве случаев номера телефонов звонящих могут быть скрыты либо принадлежать операторам связи других государств. Мошенники могут также использовать специальные программы, изменяющие номера телефонов, с которых идут звонки, тогда они определяются как официальные номера, указанные на сайте банка. Они также используют официальные логотипы банков и других учреждений. Зачастую для звонков используется Viber.

Мошенники могут обладать начальной информацией о человеке (имя, отчество, личный номер паспорта, иногда – неполный номер банковской платежной карточки). Злоумышленники называют имеющуюся у них информацию для создания у клиента доверия и уверенности, что им звонит именно сотрудник банка. Запомните: сотрудники банков никогда не будут запрашивать пароли, коды и другие секретные данные. Кроме того, настоящие работники финансовых учреждений не используют Viber и другие мессенджеры для звонков клиентам.

К слову, только с начала 2021 года компания Viber заблокировала свыше 3 тыс. аккаунтов с признаками мошенничества, на которые пожаловались белорусы.

КАК ПОСТУПИТЬ?

Чтобы не стать жертвой мошенников, стоит помнить о следующих правилах: нельзя никому передавать свою банковскую карту и полные ее данные, пароли от мобильного и интернет-банкинга, данные CVV-кода (трехзначный код на оборотной стороне банковской карты) или проверочный код из SMS-сообщения.

Если вам звонит человек, представляющийся сотрудником банка, положите трубку. Ведь второпях вами правят эмоции, а не разум. Мошенники играют на нашем страхе потерять деньги: в минуты стресса мы принимаем быстрые и необдуманные решения.

Перезвоните в банк по телефону службы клиентской поддержки, чтобы уточнить информацию. Важно не перезванивать по тому номеру, с которого вам позвонили. Наберите номер банка, указанный на его официальном сайте или обороте карточки. Не забывайте, что настоящему сотруднику банка не нужна информация о номере вашей банковской карты и комбинации паролей.

Подключите услугу дополнительной безопасности 3D-Secure (добавочное подтверждение операций, совершаемых в Интернете). Не доверяйте слепо SMS-сообщениям. Не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». Присматривайтесь к написанию названия сайта и наличию отметки, что сайт безопасен. В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию. Полезно также подключить услугу SMS-оповещения, которая позволит получать уведомления о совершенных операциях и мгновенно узнавать о неправомерных действиях, а значит, и своевременно реагировать на угрозу.

ЕСЛИ ДЕНЬГИ УКРАЛИ…

Если данные вашей карты стали известны мошенникам, ее необходимо срочно заблокировать. Это можно сделать несколькими способами: позвонить в колл-центр обслуживающего банка, воспользоваться возможностями мобильного, интернет- или SMS-банкинга, обратиться лично в отделение банка. Если деньги все же украли, следует как можно скорее обратиться в милицию.

Юлия Сакович отмечает, что на законодательном уровне у нас установлен принцип нулевой ответственности. Это значит, что если у вас с карточки украли деньги, то вы можете в течение 30 дней обратиться в банк, и деньги вам должны вернуть за 45 дней (если это произошло в Беларуси), а если операция по списанию денег произошла за пределами нашей страны, то срок возврата удлиняется до 90 дней.

Однако следует помнить, что нулевая ответственность действует только при условии, если были соблюдены все правила безопасного использования банковских платежных карточек. То есть нулевая ответственность не избавляет держателей банковских карточек от обязанности быть бдительным и контролировать движение средств на счете. Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк не получится.

ФАКТ

В МВД отмечают, что в 2020 году зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. Большинство из них приходится на хищение путем использования компьютерной техники.

ПЯТЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ

1. НЕ ВЕРЬТЕ ТЕМ, КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ СОТРУДНИКОМ БАНКА ИЛИ КЕМ-ТО ЕЩЕ!

2. НИКОМУ И НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ СВЕДЕНИЙ О ВАШИХ КАРТАХ!

3. НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ НОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НА МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН ПО ПРОСЬБЕ «СОТРУДНИКОВ БАНКА»!

4. НЕ ПЕРЕХОДИТЕ ПО ССЫЛКАМ ИЗ СООБЩЕНИЙ «ОТ БАНКА»!

5. В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ САМИ ЗВОНИТЕ В БАНК ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ НОМЕРУ И УТОЧНЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно