3577

Белорусский театр скорее жив, но иждивенческие настроения надо преодолевать

№ 30 от 24 июля 2013 года 24/07/2013

Известный белорусский театральный критик Людмила ГРОМЫКО считает:

- Мне кажется, что мы залюбили свой театр до смерти. Обидно: вокруг происходит много ярких событий, а мы будто живем в своем замкнутом пространстве, изолированно от остального мира. О достаточно сложной ситуации в нашем театре можно судить по дискуссиям, проходящим в последнее время. Они сводятся к проблемам финансирования или к тому, какое количество комедий можно поставить в репертуарной афише, чтобы не разрушить театр окончательно…

Благодаря театральному форуму «ТЕАРТ» мы можем увидеть лучшие достижения театрального искусства. Это приносит неоценимую пользу нашему, белорусскому театру. Прежде всего, помогает преодолеть сопротивление: не позволяет и далее вариться в собственном соку и утверждать, что не нужны нам эти «някрошюсы и коршуновасы». Мол, мы со второкурсниками сами сделаем что-то подобное. А потом оказывается - нет, не можем. И режиссеры начинают уже с большим вниманием смотреть шедевры - лучшие спектакли мира в афише «ТЕАРТа».

Анализируя сложную ситуацию в белорусской театральной среде, критик обратила внимание на иждивенческую позицию молодых режиссеров, отсутствие инициативы:

- С одной стороны, это может быть связано с тем, что режиссерская школа как таковая сегодня в Беларуси разрушена, ее не существует. С другой стороны, почему-то не используются имеющиеся возможности. Допустим, в разных театрах бездействуют малые сцены. Не всегда творческий акт может быть вознагражден - что-то можно сделать по собственной инициативе, особенно когда актеры и режиссеры застаиваются. Но стоит вселенский плач: «Нам не дают!» Хотя, я уверена, внутри театров эта ситуация преодолима, какими бы консервативными ни были руководители, которые якобы не пускают. Сцена Академии искусств, которая сейчас на ремонте, тоже пустовала, и там ничего не происходило. 

Иждивенческие настроения на уровне театрального мышления надо преодолевать. В Москве молодые режиссеры ищут, добиваются, рыщут, как голодные волки, и никого ни в чем не обвиняют, ни у кого ничего не просят. У нас же  говорят: «Нам не дают! Мы бедные, убогие! Все вокруг плохие!» Нужно менять свое позиционирование в профессии, и «ТЕАРТ» может в этом помочь.

Кто пишет о театре?

- С освещением театрального процесса в Беларуси тоже сложная ситуация, - продолжает Людмила Громыко. - Катастрофически уменьшилось количество людей, умеющих профессионально разбирать спектакли. Если раньше можно было говорить о нескольких десятках мыслящих профессионалов, то сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки. Также если раньше колонки с театральными рецензиями и обзорами были престижными для любой уважающей себя газеты, то сейчас в большинстве изданий статья о театральном событии сводится к анонсу спектаклей.

У российского театра есть свои проблемы и свой положительный опыт. Театральный критик Дмитрий РЕНАНСКИЙ из Санкт-Петербурга приводит пример: сегодня в театр приходит целое поколение режиссеров и актеров, взращенное на театральных фестивалях:

- Мне кажется, что в Беларуси в этом смысле выигрышная ситуация, потому что у вас есть «ТЕАРТ», которому по подбору спектаклей могли бы позавидовать многие российские форумы.

Сколько стоит?

- Что касается финансовой составляющей, то в Европе ситуация гораздо хуже, чем на постсоветском пространстве, потому что у нас деньги хотя бы можно найти, - говорит Дмитрий Ренанский, приводя пример Чеховского фестиваля, на проведение которого в свое время мэр Москвы Юрий Лужков выделил рекордную сумму. - В России режиссеры уже поняли: если сами не обеспечат себе творческий процесс, они никому не будут нужны. Хочешь оставаться в профессии - взращивай свой садик сам.

Людмила Громыко добавила:

- В Европе театры и фестивали финансируются в следующем соотношении: 20% выделяет государство, а 80% добывают самостоятельно. При этом проблемы решаются, удается удивить публику и развиваться дальше. У нас наоборот - государство выделяет 80%, а 20% нужно искать. И мне кажется, что это самостоятельный поиск денег - одно из условий существования современного театрального искусства.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно