9034

«Необходимо искать другую площадку под китайско-белорусский индустриальный парк»

№ 22 от 29 мая 2013 года 29/05/2013

В июле прошлого года был подписан Указ президента  №253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке», согласно которому под его строительство был выделен участок в Смолевичском районе западнее национального аэропорта. Генплан парка был выполнен китайской проектной организацией и согласован нашими республиканскими министерствами. По инициативе ОО «Экодом» собственную экологическую экспертизу после анализа проектной документации этого генплана сделали и эксперты от общественности, среди которых -  архитекторы и инженеры-строители с 20-44-летним стажем работы. Их вывод однозначен - необходимо рассмотреть альтернативную территорию для размещения парка.

Первое, на что обращают внимание эксперты: генплан Китайско-Белорусского индустриального парка (далее - Парка) содержит информацию в очень общем виде, которую невозможно использовать для детальной оценки воздействия данного объекта на окружающую среду. Но и по имеющейся информации очевидны проблемы с размещением парка на данной территории*. Вот некоторые выводы общественной экологической экспертизы.

Предлагаемая площадка проектирования Парка расположена на наиболее ценных в градостроительном и природном отношении территориях природной зоны: лесные массивы с чистыми ландшафтами р. Волмы являются одним из элементов экологического каркаса природной зоны Минска, отвечающего за его экологическое благополучие, а крупный подземный водозабор обеспечивает потребности в питьевой воде 150-170 тыс. населения города. Инженерное вмешательство в существующую ситуацию может изменить природное равновесие и привести к нарушению жизнедеятельности природных лесных и водных ресурсов.

При освоении территории значительная часть лесных массивов будет вырублена (2755,9 га - 72,8% от существующих зелёных массивов). Вырубка элитного леса нарушит экологическую среду, оздоравливающую Минск, ухудшит условия отдыха и жизни городского и сельского населения. Компенсация уничтожения элитного леса в десятикратном размере составит 27 559 га новых посадок и потребует соответствующих затрат. Однако компенсационные посадки не предусмотрены. Совместная компания, участники строительства объектов парка, инвесторы Парка, а также его резиденты освобождаются от «возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, а также от компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира».

Несоответствия

Сразу же обращает на себя внимание факт, что согласно проекту генплана Парка его «уточненная» общая площадь составляет 9150 га, в то время как в Указе №253 площадь Парка -  8048 га. То есть неожиданно под проект отдается еще 1000 га.

Нарушением градостроительных норм и правил является и включение в территорию Парка трассы магистрали республиканского (международного) значения Москва-Минск-Брест-Берлин (М1/Е30), которая требует особых условий эксплуатации (транзит, скоростной режим, непрерывность движения, безопасность и шумозащита). В комплексе с железной дорогой она превратится в коридор, ограниченный с обеих сторон шумозащитными экранами высотой до 3 метров и разрезающий Парк на две труднодоступные части. На этой магистрали недопустима заявленная в проекте «организация пассажирских перевозок общественного и индивидуального транспорта».

Территория проектируемого Парка вплотную примыкает к территории аэропорта. Но в генплане Парка не представлены данные и расчёты по существующим замерам уровней шумового и электромагнитного влияния  эропорта для создания комфортных условий проживания и работы населения. Отсутствует и информация об обеспечении радиационной безопасности населения от источников ионизированного излучения существующих и проектируемых объектов.

Включение территорий республиканского биологического заказника «Волмянский» и местного биологического заказника «Маяк» в границы Парка угрожает целям сохранения ценных природных комплексов указанных заказников.

Уравнение с неизвестными

Проектом генплана не предусматривается размещение на территории Парка конкретных объектов строительства, а определены только вид и интенсивность использования отдельных зон и градостроительные регламенты на их использование. В проекте также отсутствует комплекс мероприятий по обращению с отходами, нет данных, какие отходы будут образовываться и в каком объеме,  не определены места их временного хранения и захоронения, их мощности и сроки эксплуатации, что нарушает наше законодательство. Нет в проекте и количественных и качественных показателей выбросов и сбросов вредных веществ, а также информации о предполагаемых изменениях окружающей среды.

Поэтому общественные эксперты пришли к выводу, что выдача заключения государственной экологической экспертизы по представленному проекту невозможна, и, поскольку названные проблемы значительно удорожат освоение площадки, ухудшив её природные качества, нужно искать альтернативный участок для парка.

Мнение руководства

На данный момент заключение экспертизы направлено в Совмин и другие ответственные органы. Что касается руководства парка и района, то они высказали свое отношение к мнению общественности в протоколе общественного обсуждения градостроительного проекта «Генеральный план Китайско-Белорусского индустриального парка». На претензии о малой конкретике в том, что же за объекты будут в Парке и как они будут воздействовать на окружающую среду, ответили следующее: «Конкретные объекты строительства будут определены на последующих стадиях проектирования с учетом утвержденных регламентов использования соответствующих функциональных зон. Уровни загрязнения компонентов окружающей среды находятся в пределах установленных санитарно-гигиенических нормативов. Принимая во внимание обстоятельство, что генпланом определена  стратегия развития территорий без привязки конкретных объектов производственного и иного назначения, определить качественный и количественный состав планируемых к образованию отходов производства, выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух невозможно  для данного проекта».

Анна КРЮЧКОВА

*На отведённой под парк территории размещены:

1. Лесные массивы (относящиеся все к лесам 1 гр.) - 4363,06 га, или

47,7% всей территории Парка, в том числе:

− Республиканский биологический заказник «Волмянский» (614,5 га);

− заказник местного значения «Маяк» (213,3 га);

2. Зона отдыха «Вясёлка» (20 000 отдыхающих одновременно);

3. детские оздоровительные лагеря;

4. дачные участки (232,65 га);

5. населённые пункты (306,0 га);

6. водное пространство (264,9 га);

7. территория специальной охраны;

8. сельхозземли (2942,7 га);

9. инженерные коммуникации с охранными зонами (161,4 га);

10. прочие территории (198,4 га).

Все эти объекты имеют охранные, санитарно-защитные зоны и зоны ограничений. Нанесение этих зон на отведенную под Парк территорию показало, что если соблюдать наше законодательство, то площадки для строительства практически не остается.

КСТАТИ

В генплане указан планируемый забор воды – до 140 000 м3 в сутки подземных вод на хозяйственно-питьевое водоснабжение в перспективе. По подсчетам экспертов, данные явно завышены. Для производственного водоснабжения планом предполагаются забор воды из Петровичского водохранилища и очищение хозяйственно-бытовых, производственных и поверхностных сточных вод.  Но в генплане нет расчетных данных приемлемости такого решения. А требования отдельных предприятий к качеству воды могут быть очень жесткими, и их выполнение за счет технологической очистки может сделать производство продукции настолько дороже, что она окажется нерентабельной.

ЦИФРА

Население парка составит 155 тыс. чел.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно