Ответить на вопросы читтелей мы пригласили Екатерину СУХАВЕР, заведующую отделением гигиены детей и подростков отдела гигиены ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» .
- Когда я училась в школе, несколько раз у учеников нашего класса находили вшей. А сегодня педикулёз часто встречается? Легко ли вывести вшей, если, не дай бог, ребенок заразится? Д. Копылова, Гомель
- Причина заражения педикулёзом - тесный контакт с переносчиком паразитов - головных вшей. Особенно часто это происходит в детских коллективах, где не всегда организованно занимаются профилактикой заболевания. Кстати, если раньше головных вшей находили в первую очередь у социально неблагополучных людей, то сейчас педикулёзом может заболеть и ребенок из благополучной семьи: все зависит от его физического и психического состояния, иммунной системы. К сожалению, чем больше у ребенка проблем со здоровьем, тем больше шансов заразиться.
Чтобы предупредить заражение педикулёзом, рекомендуется раз в неделю проверять голову ребенка на наличие вшей, при этом уделяя особое внимание участкам возле затылка, за ушами и под челкой, так как именно в этих местах скапливается большое количество паразитов. Если родители узнали, что в детском саду или в школе выявлены случаи педикулёза, то им стоит проверять голову ребенка раз в несколько дней. Необходимо обращать внимание и на изменения в поведении ребенка, например, если он стал часто чесаться, беспокойно себя вести - это тоже может служить сигналом о заболевании.
Сегодня в аптеке можно найти множество фармацевтических препаратов для лечения педикулёза в домашних условиях, но не всегда родители могут самостоятельно справиться с удалением вшей и гнид. Поэтому за помощью можно обратиться в центр дезинфекции.
- Проводятся ли для учащихся школ уроки, во время которых им объясняют, например, почему надо мыть руки, выходя из туалета, или почему нельзя пользоваться чужой расческой? Валентина Бабаева, Минск
- Гигиеническое обучение и воспитание учащихся школ предусмотрено в рамках учебных предметов «Биология», «Химия», «Физика», «Человек и мир», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Русский язык», «Белорусский язык», на факультативных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности», при проведении массовых мероприятий по тематике здорового образа жизни.
Так, учащиеся 1-4-х классов в доступной форме изучают основы и осваивают навыки рационального режима дня и питания, организации рабочего места, охраны зрения и слуха, личной и общественной гигиены, физической культуры и здоровья, предупреждения вредных привычек, инфекционных заболеваний и т.д.
С учащимися 5-11-х классов изучаются вопросы здорового образа жизни (вредные привычки, профилактика стресса, инфекционных заболеваний, СПИДа, половое воспитание и др.).
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогическими и медицинскими работниками с привлечением сотрудников санитарных служб.
- - Ребенок четырех лет категорически отказывается мыть руки. Как объяснить, что это необходимо? Что грязные руки - источник инфекции? А. Песков, Орша
- Дети лучше усваивают информацию, которая подается в игровой форме. Например, между детьми можно устроить соревнование: кто быстрее помоет руки, тот получит приз. Или придумать игру, например: к полету готовится космический корабль, но на нем смогут улететь только те дети, которые помыли руки.
Свежий воздух и свет
- Заходила к сыну в школу пару раз во время учебного года: мне кажется, у них в классе очень душно. Есть ли нормативы длительности проветривания? Елена Васильевна, Брест
- Сквозное проветривание учебных помещений обязательно должно проводиться до и после учебных занятий, а также между первой и второй сменами занятий в отсутствие учащихся. Продолжительность сквозного проветривания зависит от погодных условий (температуры наружного воздуха, направления ветра), а также эффективности отопительной системы.
Одностороннее проветривание помещений может проводиться в присутствии учащихся: в теплое время года - непрерывно, в холодное - до снижения температуры воздуха в помещении до +17 градусов по Цельсию.
- Когда должны выключать свет в классе? Сын говорит, что у них свет горит постоянно, даже в солнечные дни. В.Т., Минск
- Искусственное освещение необходимо включать тогда, когда нужно обеспечить равномерное и достаточное освещение помещений. Так, в пасмурные дни в учреждениях образования необходимо пользоваться искусственным освещением в течение всего рабочего дня. Безусловно, если за окном светит солнце, а в классе горит свет, - это дополнительная нагрузка для глаз, которая приводит к их быстрому утомлению.
- Как часто нужно пересаживать детей в классе? Марина Комарова, Витебск
- Два раза в год.
Контроль знаний
- - Как часто должны проводиться контрольные, изложения, сочинения? Учителя должны договариваться между собой, чтобы в один день не было контрольной по математике и диктанта по русскому языку? И.С., Минск
- Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.
- Мой сын-восьмиклассник всегда волнуется перед контрольными, допускает досадные ошибки, хотя говорит, что все учил и все знал. Как его настроить, чтобы он не боялся? Елена, Молодечно
- Вам лучше всего обратиться с этой проблемой к психологу.
- Сколько детей должно быть в классе? Е. Юдина, Борисов
- В соответствии с Кодексом об образовании наполняемость классов в начальной школе должна быть 20 человек, в 5-11-х классах - 25. В колледжах искусств, лицеях, специализированных спортивных классах, а также в классах интегрированного обучения и воспитания численность учеников в классе не должна превышать 20 человек.
В здоровом теле
- Как научить ребенка не сутулиться? Может быть, есть доступные упражнения для укрепления осанки? Валентина Зигмантович, Минск
- Парта и стол, за которыми сидит ребенок, а также стул должны соответствовать его росту. Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни - опираться на пол, предплечья - свободно лежать на столе. Углы, образуемые голенью и бедром, плечом и предплечьем, должны быть не менее 90 градусов. Размеры и соотношения ученического стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников. Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой в обуви. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра школьника.
Упражнение 1. Ребенок ложится на пол на живот, ладошки опираются об пол. Плавно поднимает голову вверх и старается потянуться вперед, прогибаясь в пояснице, не отрывая рук от пола. В конце упражнения голову опустить на руки и расслабиться. Упражнение выполнять 5 раз.
Упражнение 2. Ребенок складывает ладони, подносит руки к подбородку, выпрямляет их перед собой и разводит в стороны, переворачивая ладони наружу (как будто плывет). Затем сгибает руки в локтях перед собой, опускает на них голову и расслабляется. Повторить упражнение 5 раз.
Упражнение 3. Ребенок, лежа на спине, вытягивает руки по швам. Ноги держит вместе и, медленно приподнимая их над полом, разводит в стороны, после чего скрещивает и снова разводит (ноги должны быть прямыми). Повторить упражнение 10 раз. После этого опустить ноги на пол и отдохнуть несколько секунд. После перерыва снова 10 раз повторить упражнение.
Юлия ТАЙНИКОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть