10974

Скоро в школу! Рекомендации специалиста: чтобы учеба давалась легко

№ 35 от 27 августа 2014 года 27/08/2014

 

35-29-1Ответить на вопросы читтелей мы пригласили Екатерину СУХАВЕР, заведующую отделением гигиены детей и подростков отдела гигиены ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» .

  • Когда я училась в школе, несколько раз у учеников нашего класса находили вшей. А сегодня педикулёз часто встречается? Легко ли вывести вшей, если, не дай бог, ребенок заразится? Д. Копылова, Гомель

- Причина заражения педикулёзом - тесный контакт с переносчиком паразитов - головных вшей. Особенно часто это происходит в детских коллективах, где не всегда организованно занимаются профилактикой заболевания. Кстати, если раньше головных вшей находили в первую очередь у социально неблагополучных людей, то сейчас педикулёзом может заболеть и ребенок из благополучной семьи: все зависит от его физического  и психического состояния, иммунной системы. К сожалению, чем больше у ребенка проблем со здоровьем, тем больше шансов заразиться.

Чтобы предупредить заражение педикулёзом, рекомендуется раз в неделю проверять голову ребенка на наличие вшей, при этом уделяя особое внимание участкам возле затылка, за ушами и под челкой, так как именно в этих местах скапливается большое количество паразитов. Если родители узнали, что в детском саду или в школе выявлены случаи педикулёза, то им стоит проверять голову ребенка раз в несколько дней. Необходимо обращать внимание и на изменения в поведении ребенка, например, если он стал часто чесаться, беспокойно себя вести - это тоже может служить сигналом о заболевании.

Сегодня в аптеке можно найти множество фармацевтических препаратов для лечения педикулёза в домашних условиях, но не всегда родители могут самостоятельно справиться с удалением вшей и гнид. Поэтому за помощью можно обратиться в центр дезинфекции.

  • Проводятся ли для учащихся школ уроки, во время которых им объясняют, например, почему надо мыть руки, выходя из туалета, или почему нельзя пользоваться чужой расческой? Валентина Бабаева, Минск

- Гигиеническое обучение и воспитание учащихся школ предусмотрено в рамках учебных предметов «Биология», «Химия», «Физика», «Человек и мир», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Русский язык», «Белорусский язык», на факультативных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности», при проведении массовых мероприятий по тематике здорового образа жизни.

Так, учащиеся 1-4-х классов в доступной форме изучают основы и осваивают навыки рационального режима дня и питания, организации рабочего места, охраны зрения и слуха, личной и общественной гигиены, физической культуры и здоровья, предупреждения вредных привычек, инфекционных заболеваний и т.д.

С учащимися 5-11-х классов изучаются вопросы здорового образа жизни (вредные привычки, профилактика стресса, инфекционных заболеваний, СПИДа, половое воспитание и др.).

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогическими и медицинскими работниками с привлечением сотрудников санитарных служб.

  • - Ребенок  четырех лет категорически отказывается мыть руки. Как объяснить, что это необходимо? Что грязные руки - источник инфекции? А. Песков, Орша

- Дети лучше усваивают информацию, которая подается в игровой форме. Например, между детьми можно устроить соревнование: кто быстрее помоет руки, тот получит приз. Или придумать игру, например: к полету готовится космический корабль, но на нем смогут улететь только те дети, которые помыли руки.

 

Свежий воздух и свет

  • Заходила к сыну в школу пару раз во время учебного года: мне кажется, у них в классе очень душно. Есть ли нормативы длительности проветривания? Елена Васильевна, Брест

- Сквозное проветривание учебных помещений обязательно должно проводиться до и после учебных занятий, а также между первой и второй сменами занятий в отсутствие учащихся. Продолжительность сквозного проветривания зависит от погодных условий (температуры наружного воздуха, направления ветра), а также эффективности отопительной системы.

Одностороннее проветривание помещений может проводиться в присутствии учащихся: в теплое время года - непрерывно, в холодное - до снижения температуры воздуха в помещении до +17 градусов по Цельсию.

 

  • Когда должны выключать свет в классе? Сын говорит, что у них свет горит постоянно, даже в солнечные дни. В.Т., Минск

- Искусственное освещение необходимо включать тогда, когда нужно обеспечить равномерное и достаточное освещение помещений. Так, в пасмурные дни в учреждениях образования необходимо пользоваться искусственным освещением в течение всего рабочего дня. Безусловно, если за окном светит солнце, а в классе горит свет, - это дополнительная нагрузка для глаз, которая приводит к их быстрому утомлению.

 

  • Как часто нужно пересаживать детей в классе? Марина Комарова, Витебск

- Два раза в год.

Контроль знаний

  • - Как часто должны проводиться контрольные, изложения, сочинения? Учителя должны договариваться между собой, чтобы в один день не было контрольной по математике и диктанта по русскому языку? И.С., Минск

- Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.

Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.

 

  • Мой сын-восьмиклассник всегда волнуется перед контрольными, допускает досадные ошибки, хотя говорит, что все учил и все знал. Как его настроить, чтобы он не боялся? Елена, Молодечно

- Вам лучше всего обратиться с этой проблемой к психологу.

 

  • Сколько детей должно быть в классе? Е. Юдина, Борисов

- В соответствии с Кодексом об образовании наполняемость классов в начальной школе должна быть 20 человек, в 5-11-х классах - 25. В колледжах искусств, лицеях, специализированных спортивных классах, а также в классах интегрированного обучения и воспитания численность учеников в классе не должна превышать 20 человек.

 

В здоровом теле

  • Как научить ребенка не сутулиться? Может быть, есть доступные упражнения для укрепления осанки? Валентина Зигмантович, Минск

- Парта и стол, за которыми сидит ребенок, а также стул должны соответствовать его росту. Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни - опираться на пол, предплечья - свободно лежать на столе. Углы, образуемые голенью и бедром, плечом и предплечьем, должны быть не менее 90 градусов. Размеры и соотношения ученического стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников. Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой в обуви. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра школьника.

Упражнение 1. Ребенок ложится на пол на живот, ладошки опираются об пол. Плавно поднимает голову вверх и старается потянуться вперед, прогибаясь в пояснице, не отрывая рук от пола. В конце упражнения голову опустить на руки и расслабиться. Упражнение выполнять 5 раз.

Упражнение 2. Ребенок складывает ладони, подносит руки к подбородку, выпрямляет их перед собой и разводит в стороны, переворачивая ладони наружу (как будто плывет). Затем сгибает руки в локтях перед собой, опускает на них голову и расслабляется. Повторить упражнение 5 раз.

Упражнение 3. Ребенок, лежа на спине, вытягивает руки по швам. Ноги держит вместе и, медленно приподнимая их над полом, разводит в стороны, после чего скрещивает и снова разводит (ноги должны быть прямыми). Повторить упражнение 10 раз. После этого опустить ноги на пол и отдохнуть несколько секунд. После перерыва снова 10 раз повторить упражнение.

Юлия ТАЙНИКОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно